Текстиль в архитектуре используется уже тысячи лет. Сначала строительным материалом были шкуры животных. После освоения плетения и прядения кочевники «строили» свои переносные дома из тканых полотнищ. Сейчас шатры и палатки тоже в ходу, хотя больше используются в рекреационных целях, но развитие текстильной промышленности открывает перед архитекторами новые возможности самовыражения.
Мы решили посмотреть на текстиль в образовательной архитектуре: как именно применяют этот материал в школах, детских садах и других учреждениях, в каких неожиданных ролях он может выступать и какие задачи решать.
-
Защита
-
Текстиль в интерьере
-
Зонирование
-
Акустика
-
Текстильные фасады
-
Временные конструкции
Защита
Одна из очевидных функций ткани в архитектуре ー защитная: из текстиля делают тенты, козырьки и раздвижные крыши, которые спасают от солнца и осадков.
Детская площадка, Портимао (Португалия). Фото: Francisco Nogueira
Детская площадка в центре португальского города Портимао не пользовалась популярностью: летом здесь нещадно палило солнце, зимой невозможно было скрыться от моросящего дождя.
Бюро ateliercais «накрыло» площадку тентами: защитная конструкция состоит из восьми металлических рам, на которые натянуты экраны из микроперфорированной ткани. Это упругий и долговечный материал, который не выгорает на солнце. В металлические конструкции инсталлированы светильники, весь тент оформлен в белых и бежевых цветах, которые перекликаются с цветом плитки на площади перед Монастырем колледжа иезуитов.
Обычно тенты над детскими и спортивными площадками делают шатрообразными или с наклоном, чтобы на них не скапливались осадки. В Портимао навесы кажутся горизонтальными, но на самом деле опоры имеют небольшую разницу в высоте, чтобы вода естественным образом стекала с экранов.
Тенты используются не только на детских или спортивных площадках. Иногда архитекторы используют текстиль для защиты внутренних дворов образовательных учреждений.
Испанское бюро Marsino накрыло террасу чилийского университета текстильной сеткой, чтобы защитить студентов от пыли и солнца.
Университет Тарапака, Арика (Чили). Фото: Felipe Díaz
Архитекторы из Denton Corker Marshall закрыли тентами внутренние дворы школы в Семаранге (Индонезия). Чтобы навесы не пострадали от морского ветра, плотную ткань натянули на усиленную металлическую конструкцию.
Кампус Binus Edupark School, Семаранг (Индонезия). Фото: ATMODJO
LAUD Architects установило над детским садом в Сингапуре большой защитный купол из пленки-мембраны ETFE ー благодаря этому большинство помещений вентилируются естественным образом.
Детский сад, Сингапур. Фото: Melvin H J Tan
В России текстильные навесы в образовательных учреждениях используются редко. Это связано прежде всего с погодными условиями: тенты не выдерживают снеговой нагрузки, из-за перепадов температуры они могут обледенеть и сломаться.
Текстиль в интерьере
Самая распространенная функция текстиля в образовательных учреждениях России ー интерьерная. Но чаще всего в школах и детских садах она реализуется без фантазии или не реализуется совсем.
В лицее №1 им. М.К. Тагирова в Альметьевске ED Architecture, по словам Ольги Бабич, «оторвались на текстиле». Ткани использовались очень активно: это и различные шторы, и гобелены с национальным колоритом, и разделители пространств, и даже абажуры из фетра, которые вручную изготовила черкесская художница Милана Халилова.
Лицей №1 им. М.К. Тагирова в Альметьевске. Фото: Виталий Шабинский
Мебель в лицее тоже подбирали с обивкой из ткани: от кожаных диванов, кресел и пуфиков решили отказаться. Несмотря на то, что этот материал кажется более износостойким, дешевым и легким в уходе, Ольга Бабич с этим не согласна: кожу можно и порвать, и изрисовать, она тоже пачкается ー это не самый красивый и не самый тактильно приятный материал. Поэтому ED Architecture обошлись без кожаной мебели.
Мебель в лицее №1 им. М.К. Тагирова в Альметьевске. Фото: Виталий Шабинский
Ткань в интерьере открывает перед специалистами большие возможности. Архитекторы переосмысливают пространство, мебель и текстиль ー и получают необычные интерьерные решения: игровые пространства-коконы, комнаты-гамаки и лабиринты-лазалки.
«Садик-Шарик» в Московской области, проектировщики: бюро «Чехарда». Фото: Алена Кустова
Детский сад, Мэйшань (Китай). Архитекторы: Fenhom·URO. Фото: 404NF STUDIO
Детский сад, Наньчан (Китай). Архитекторы: unarchitecte. Фото: unarchitecte
Почему архитекторы выбирают текстиль
Ткань легче других строительных материалов, и если речь идет о покрытии больших площадей водонепроницаемым и полупрозрачным материалом, самым легким (в обоих смыслах) выбором становится текстиль. Использование тканевых конструкций приводит к снижению общего веса здания, что позволяет сэкономить деньги на фундаменте. Транспортировка текстильных элементов тоже обходится дешевле, чем доставка к месту строительства других, тяжелых строительных материалов.
При правильном проектировании текстильные фасады, панели или крыша, по подсчетам Института текстильных технологий (Рейнско-Вестфальский технический университет города Ахена, Германия), помогут сэкономить до 78% энергии за счет сокращения расходов на охлаждение здания.
Ткани экологичнее других строительных материалов: их можно переработать или использовать повторно. Ученые из Института текстильных технологий разрабатывают еще более «зеленые» ткани: волокна покрывают диоксидом титана, который отфильтровывает вредный азот из воздуха и преобразует его в безвредные нитраты. Их можно использовать как удобрения для растений.
Зонирование
Еще одна функция, с которой отлично справляется текстиль, ー зонирование пространства. В этом помогают мобильные каркасные перегородки, перегородки-гармошки или тканевые шторы. Они разделяют пространство, когда это необходимо, и убираются (складываются, раздвигаются), когда нужно использовать все помещение целиком.
Например, текстильная перегородка может стать альтернативой жесткой перегородке из гипсокартона между игровой и спальней в детском саду: постоянная стенка делает комнату, которая нужна час в день для сна, мертвой зоной, неиспользуемым пространством. Текстильные перегородки позволяют задействовать спальню для других активностей ー особенно, если кровати в ней мобильные. А во время тихого часа шторы или перегородки закрываются ー и охраняют сон детей.
В школах тоже можно применить эту функцию ткани. В лицее №1 Альметьевска с помощью текстиля ED Architecture зонировала несколько пространств: библиотеку, медиатеку, учительскую. Шторы от пола до потолка в этих помещениях работают на электроприводах.
Лицей №1 им. М.К. Тагирова в Альметьевске. Фото: Виталий Шабинский
Архитектурной студии Krill o.r.c.a. пришлось проектировать помещение для студентов-модельеров в ограниченном пространстве. Чтобы обеспечить учеников местами для различной работы и для занятий разных форматов, архитекторы активно использовали текстиль: с помощью раздвижных штор можно создать места для теоретических занятий, коллективной практической работы или индивидуальной работы, то есть проектирования одежды и ее пошива.
Мастерская факультета моды и дизайна, Роттердам (Нидерланды). Фото: Frank Hanswijk
Акустика
В той же мастерской факультета моды и дизайна в Роттердаме специальные шторы из прозрачного пластика снижают шум от работающих швейных машинок, так что одновременно в небольшом помещении преподаватели могут читать лекции, а студенты ー выполнять практические задания.
Изначально пластиковые шторы появились в соответствии с антиковидными требованиями. Но архитекторы поняли, что занавеси защищают от шума, и оставили их и после снятия ограничений.
Текстильные шторы тоже поглощают шум: они сделаны из войлока, который обладает акустическими свойствами ー это позволяет 50 студентам одновременно находиться в небольшой мастерской и не мешать друг другу.
Способность текстиля приглушать звук делает его еще более полезным. Причем здесь играет роль и разновидность ткани, и то, как изделия из нее расположены. Архитектор Дорте Мандруп исследовал обе эти возможности в своем проекте детского сада в Копенгагене, где акустику регулируют не только текстильные потолочные панели, но и панели на внутренних лестницах.
Детский сад, Копенгаген (Дания). Фото: Sanne Krogh
Студия аудиозаписи и видеостудия в Лицее №1 им. М.К. Тагирова в Альметьевске. Фото: Виталий Шабинский
Особыми акустическими свойствами могут обладать и мебель, и даже светильники с текстильными абажурами. Архитектурное бюро Atelier Oï презентовало люстру The Oloïd. Она изготовлена из фетра, созданного из переработанных пластиковых бутылок, ー этот материал хорошо поглощает звук.
Звукопоглощающая люстра The Oloïd. Фото с сайта https://bigsee.eu/oloid/
Развитие текстильной промышленности позволяет архитекторам не ограничиваться одной функцией ткани, будь то работа с акустикой или зонирование, но сочетать несколько «ролей». Датское бюро Art Andersen разработало панели Soft Cells, в которых ткань натягивается на запатентованную каркасную систему. Ей можно придать любую форму, такие панели используют и как перегородки, и как пин-доски, элементы мебели или декора и так далее.
Текстильные фасады
Текстиль можно применять не только в интерьере, но и в экстерьере. Легкость, с которой ткань формируется в сложные формы, позволяет использовать ее не только в горизонтальных плоскостях, но и в вертикалях здания.
Образовательные учреждения тоже используют ткани в фасадах ー и иногда это решение не просто предпочтение архитекторов, но несет важную смысловую нагрузку. Текстильная академия в немецком Мёнхенгладбахе не могла пройти мимо такой идеи: тканевый фасад, окружающий здание, как нельзя лучше показывает, чему здесь обучают студентов. Текстильная мембрана «оживляет» строгую геометрию здания, построенного в виде бетонного куба. Темными вечерами сквозь полупрозрачное полотно просвечивают асимметрично расположенные окна.
Текстильная академия, Мёнхенгладбах (Германия). Фото: Thomas Mayer
Школа текстиля и дизайна в немецком Ройтлингене тоже использовала тканевые элементы для создания фасада, но здесь авторы проекта ー архитектурные студии Allmannwappner и Menges Scheffler Architekten ー опробовали инновационный подход. Фасад состоит из множества треугольных панелей разных форм, которые «затканы» сеткой из углеродного волокна.
Школа текстиля и дизайна, Ройтлинген (Германия). Фото: Brigida Gonzalez
Роботизированный процесс намотки волокна на металлические рамы панелей устроен таким образом, чтобы в центре оставалось отверстие: это необходимо с конструктивной точки зрения, для создания особого визуального эффекта и поступления в аудитории достаточного количества света. Углеродные волокна, изготовленные компанией FibR GmbH, добавляют конструкции структурную поддержку.
Услугами робота-ткача ранее пользовались при создании временных конструкций, обычно выставочных павильонов. Школа дизайна стала первым проектом, где такой подход задействовали для проектировании постоянного здания.
Школа текстиля и дизайна, Ройтлинген (Германия). Фото: Brigida Gonzalez
Возможности текстильных фасадов уже 15 лет изучают научные сотрудники Института текстильных технологий Технического университета Ахена. Иэн Сарод рассказывает, что сейчас они вместе с офтальмологами разрабатывают ткани, которые будут выглядеть плотными, но при этом не будут мешать обзору из здания. Такой текстиль сохранит функцию регулирования дневного света, его рассеивания и уменьшения бликов.
Пока ученые работают над «прозрачным» текстилем, архитекторы придумывают другие фасадные решения, которые позволяют регулировать поступление света в помещение и не закрывать вид из окон: например, тканевые фасадные элементы в берлинской детской деревне SOS (центр для детей-сирот) можно передвигать.
Текстильный фасад детской деревни SOS, Берлин (Германия). Архитекторы: Ludloff Ludloff Architects. Фото: Werner Huthmacher
Временные конструкции
Текстиль активно используется для создания временных конструкций. В образовательных учреждениях такие постройки, по-видимому, востребованы не часто, но музеи любят этот формат.
Present Continuous Exhibition (SAGA), Музей современного искусства «Гараж». Фото: Алексей Народицкий.
Текстильные мембраны или панели можно использовать и внутри помещений, и снаружи. Временные конструкции легкие и мобильные, из них можно формировать любые пространства ー и поэтому они пользуются популярностью у кураторов временных выставок, особенно если экспозицию предполагается показывать в нескольких городах. Панели из ткани легко собираются и разбираются, их удобно перевозить с места на место.
Выставка «Потрогай музыку», Музей современного искусства «Гараж». Фото: Юрий Пальмин.
В 2006 году в выпуске журнала Architectural Design был предложен новый гибридный термин для тканевых материалов в архитектуре ー «архитекстиль». Ученые из ахенского Института текстильных технологий считают, что у архтекстиля большие перспективы: сейчас разрабатываются ткани, которые смогут очищать воздух, перерабатывать солнечную энергию в электрическую. Уже внедряются адаптивные текстильные фасады: они подстраиваются под различные климатические условия и могут менять прозрачность и воздухопроницаемость. Управлять такими фасадами можно из мобильного приложения.
Фото на обложке: Simone Bossi. Реконструкция школы в Турине. Архитектурное бюро BDR bureau.
Январь 2024
Читайте далее: