Совокупный оборот сети школ «Смарт Скул» — 480 млн рублей. В сеть входит 30 филиалов: в столицах и Подмосковье. Сама основательница «Смарт Скул» Мария Вальганова в качестве «Маши-директора» руководит флагманской школой в Новой Москве. За восемь лет ей удалось построить крупнейшую частную сеть школ в стране.
Почему у «Маши-директора» получилось, а у других не выходит? Дело в специфике образовательного бизнеса.
В работе над созданием эффективной финансовой модели для школ Мария Вальганова советует оперировать несколькими инструментами. Первое и основное — поиск правильной площадки. Частным школам в России не хватает мест, на которых можно было бы разместиться. Недвижимость для социалки очень дорога и зачастую ломает экономику.
Второе — грамотное ценообразование. «Мы можем сколько угодно сидеть с 40 клиентами при вместимости школы в 200, удерживая свою стоимость, — рассуждает Мария. — Но нужно понять, как резать косты, как вести другую финансовую политику».
Третье — особый формат управления школьным бизнесом. «В плоскости человеческих отношений это однозначно бирюзовая компания. Ты не можешь ее выстраивать чисто иерархически. Если ты будешь с разговаривать этими людьми только на языке KPI, все сломается очень быстро», — считает Мария. Еще один суперважный критерий устойчивости для школы — четко выстроенный формат презентации образовательного продукта клиенту. «Это глубинный маркетинг, специалистов в котором сейчас в стране нет, — говорит Мария Вальганова. — Очень много процессов невозможно наложить на те индикаторы, которые дает стандартный маркетинговый подход».
Что еще ограничивает развитие российского школьного бизнеса, как учредителю школы выйти из операционной деятельности и кто может помочь частному образованию в стране, — Мария Вальганова рассказала генеральному директору ED Architecture Елене Араловой.
Фото на обложке: «Смарт Скул» Новая Москва
Март 2024
Читайте далее: