Частные школы в России делятся на два типа, уверена Мария Миркес, эксперт в сфере образования и социального предпринимательства. Есть проекты «обслуживающие», для которых слово клиента 一 закон, а школа или детский сад 一 это бизнес. И есть проекты «экспертные», которые готовы отстаивать свои образовательные стандарты, ценности и воспринимают школу не только как коммерческое дело, но и как инвестиции в будущее детей и страны. Такие школы не подстраиваются исключительно под нужды под клиентов 一 часто потому, что с финансовой точки зрения более независимы 一 и могут заниматься содержательными разработками. У школ, которые работают в рынке, на разработку методик часто просто нет времени.
В 2012 году Мария Миркес начала создавать сообщество сложных школ 一 образовательных проектов, которые хотят не просто выполнять волю клиента или зарабатывать все деньги мира. «Большой поток» объединяет тех, «кто двигает вперед образование, задает новые стандарты и создает питательную среду для роста». Движение зародилось в Сибири, со временем разрослось до масштабов всей страны 一 от Калининграда до Владивостока. К нему присоединились образованцы из Узбекистана, Казахстана и Кыргызстан. Сейчас в «Большом потоке» 120 школ и детских проектов.
Сообщество сложных школ продвигает идею комплексного образования, в котором ребенок рассматривается в 3D-модели: по предметной оси (академические результаты), оси софт-скилз (коммуникация, работа в команде, адаптивность и т.д.) и оси субъектности. Последнюю Мария считает очень важной: это подход, при котором ученик рассматривается как активный субъект, способный самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свое обучение.
Именно субъектность двигает частное образование в России, считает Мария: только те бизнесмены и образованцы, которые не боятся принимать решения и нести за них ответственность, могут открывать интересные, сложные частные сады и школы. И только смелые семьи могут выбирать свой путь и брать ответственность за своих детей 一 они обеспечивают спрос и тем самым развивают образовательные проекты. Именно субъектность может стать конкурентным преимуществом частных детских садов и школ. Рынку есть куда развиваться: сейчас в негосударственные школы ходит 1% от всех учащихся детей, а емкость этой сфере, по оценке экспертов «Большого потока», – 7%.
Директор ED Architecture Елена Аралова поговорила с Марией Миркес о том, кто и как продвигает в России альтернативное, семейное и субъектное образование и чем сейчас живут частные школы от Калининграда до Владивостока.
Фото на обложке: moren hsu, unsplash.com
Июль 2024
Читайте далее: