Школа «Сверхновая» открылась в сентябре 2022-го, приняв на старте около 120 детей, и за три года превратилась в образовательную экосистему. Появился кампус-пансион для иногородних учеников и система летних лагерей.
Директор школы Валерий Астанчук рассказал EdDesign Mag, какие уроки вынесла команда проекта за первые годы работы, и как изменился учебный процесс и здание.
«Сверхновая» работает на территории курорта Охта Парк в посёлке Мистолово Ленинградской области. Школа занимает трёхэтажное пространство площадью около 8,4 тыс. м² и рассчитана на 320 учащихся. Проект реализован при финансовой поддержке владельца X2 Group Олега Барабанова, совладельца «ЭГО-Холдинга» Александра Кашина и Комбинированного ЗПИФ «Охта ИНВЕСТ». По разным оценкам, в проект инвестировали от 900 млн до 1,2 млрд рублей.
Архитектура и инфраструктура
«Сверхновую» строили с прицелом на антивандальность, отказавшись от материалов и предметов интерьера, которые легко испортить. Но даже такое здание, по словам директора, «неизбежно устаёт». Поэтому лето для школы — время ремонта.
«Есть ещё вопрос бережного отношения к окружающему миру, он встает в образовательном процессе постоянно, — отмечает Валерий Астанчук. — Ущерб будет всё равно, но его размер зависит от воспитательной работы и демонстрации. Если учителя и директор относятся к зданию с любовью и заботой, то дети копируют это поведение. Если ребёнок видит, что директор школы проходит мимо стаканчика, который валяется на полу, то сам никогда не поднимет и не уберёт».
В основе архитектурной концепции «Сверхновой» — простые и геометричные формы, отсутствие «слепых» углов и сложной навигации, прозрачные витражные стены.
Фото: EdDesign Mag
«Проходя мимо витражных окон, можно встретиться с учеником глазами, вовлечь его в разговор или просто почувствовать присутствие — это очень важно для живой школьной атмосферы», — уверен директор.
Здание насыщено инфраструктурой. Есть всё — от кулинарной студии и швейной мастерской до цифровой лаборатории с ЧПУ-станком и огромным скалодромом. Ставка сделана на универсальность большинства пространств.
Фото: EdDesign Mag
Этажи дифференцированы по цвету. Акцентами в фойе и рекреации обозначены «точки притяжения» и направленность пространства. Классы и кабинеты распределены так, чтобы назначение было и очевидным, и гибким.
«Наверное, в этой открытости не хватает закрытых помещений, где можно поработать одному, спрятаться от визуального и информационного шума, — признаёт Астанчук. — Особенно это актуально для педагогов, но я думаю, что это проблема любой школы, а обеспечить каждого индивидуальным изолированным пространством невозможно».
Кампус по образцу отечественных лагерей
«Сверхновая» сегодня — ещё и кампус-пансион, где живут около 40 школьников от седьмого класса. Вокруг него возникла система детских лагерей.
Фото: школа на территории «Охта Парка», сайт sverhnovaya.ru
«Мы общались с экспертами, которые запускали кампусы, и в «Летово», и в МГУ, и они рассказали о плюсах и минусах, но всё-таки у нашей команды, которая формирует кампус, очень сильный опыт лагерного движения. Наши отечественные детские лагеря — это такая система, в которую дети постоянно хотят возвращаться, и это хороший образец, — рассказывает директор. — У нас [по сравнению с британскими пансионами] больше плотность взаимоотношений, кампус менее изолирован и больше похож на муравейник, когда все вместе что-то делают, когда постоянно что-то рождается, когда бывают конфликты, но у нас есть способ с этими конфликтами работать, и в этих конфликтах дети учатся. Вот эта живая атмосфера семейственности нам важна и близка».
Девочки и мальчики живут на разных этажах пансиона. Комнаты — на два человека и общим для всех пространством. Есть правила, когда можно входить в комнату другого человека, когда нельзя. «В каждой комнате душевая и все удобства: всё сделано так, чтобы человек чувствовал себя безопасно и приватно».
Инфраструктура кампуса связана с возможностями курорта. Часть занятий по физкультуре проходит на склонах Охта Парка — более трети учеников выбрали горнолыжную секцию вместо традиционного зала. Весной школьники занимались верховой ездой на соседней конюшне, а на каникулах использовали и развлекательную инфраструктуру курорта. Становится частью ландшафта Охта Парк — то, к чему школа шла постепенно в течение трёх лет. Локация — важный фактор: рядом много частного сектора, строится новое жильё, а значит, спрос на школу будет расти.
Критерии роста
«Сухое планирование в образовании не работает, — уверен Валерий Астанчук. — Это пространство мечты, и часть мечтаний всегда сталкивается с реальностью».
Фото: школа «Сверхновая»
На старте команда мечтала, что образовательная среда будет мотивировать детей. «Но то, что нам казалось абсолютным благом, для некоторых стало проклятием в виде самостоятельности, выбора, ответственности, и превратилось для нас из мечты в работу – кропотливую, аккуратную, методически выверенную», — рассказывает директор.
При этом, если несколько лет назад главной ценностью для родителей была комфортная атмосфера, то сегодня от частной школы ожидают высокого академического результата.
Критериальная система, которой придерживается школа — это не безоценочная, а безотметочная система, где процесс сопоставления знаний и умений ребёнка с необходимыми критериями становится более честным и прозрачным.
«Учиться в такой системе сложнее: здесь нельзя манипулировать отметкой, но именно это делает процесс честным», — считает Астанчук.
Критерии роста школы за прошедшие три года
➊ Наполняемость — к сентябрю 2025 года школа загружена на 85%, появилась возможность проводить отбор не только на старте, но и в процессе.
«Ключевым становится сотрудничество с семьёй. Мы ввели такое понятие, как глубина компромисса, — поясняет директор. — Если школа и родители смотрят в одну сторону, мы способны помочь практически любому ребёнку».
➋ Изменения — каждый год актуализируется учебная программа, команда готовит публичные отчёты.
➌ Команда — удалось сформировать профессиональный коллектив с минимальной текучкой (10–12%).
Фото: школа «Сверхновая»
«За три года изменился подход к набору педагогов, ушла ставка на молодые кадры с “горящими глазами”, появилась система погружения: “в первый день, когда к нам приходит кандидат, мы прикрепляем его к сотруднику школы, — рассказывает Астанчук. — Ничего не рассказываем, не объясняем, он просто следует за своим “проводником” и смотрит на школу - на детей, которые кричат, которые могут отвлекаться на уроках, как-то себя странно вести, и только потом проводим собеседование».
Фото: школа «Сверхновая», sverhnovaya.ru
В «Сверхновой» расширилась психолого-педагогическая служба, в которую вошли психологи, логопеды и конфликтологи. Специалисты помогают ученикам научиться коммуницировать друг с другом, ведь многие из них выросли в закрытых загородных посёлках. «Школа для них это тот самый двор, в котором они друг друга узнают, познают себя, познают мир, личные границы».
Сентябрь 2025