Локализация: как и зачем в архитектуре школ используют местные традиции и историю

Одна из актуальных тенденций в школьном строительстве 一 желание учитывать и «проявлять» историю места, традиции, культурную идентичность сообщества. 

Какие приемы помогают рассказать о прошлом через школьную архитектуру и какие задачи с помощью этого можно решить? Чтобы ответить на эти вопросы, мы собрали и проанализировали проекты, созданные известными бюро или номинированные на крупные архитектурные премии.


Почему важно строить школу из необожженных глиняных кирпичей и из дерева?

 

В 2022 году Дьебедо Фрэнсис Кере (Diébédo Francis Kéré) стал первым африканским архитектором-лауреатом Притцкеровской премии. Среди его заслуг отмечали обращение к вернакулярной (народной, коллективной 一 в отличие от профессиональной 一 EdDesignMag) архитектуре, работу с сообществом и экологическую устойчивость. Символично, что все эти принципы воплотились в самом первом проекте Кере 一 здании школы для его родной деревни Гандо в Буркина-Фасо. 

До этого в Гандо не было не только школы, но и электричества, и даже с чистой питьевой водой бывали перебои. Кере покинул деревню в семилетнем возрасте, чтобы научиться читать и писать. Позже он выиграл грант на обучение в Германии. Он вернулся в родную деревню с бюджетом в $50 000, собранных фандрайзингом, и проектом начальной школы. 

Проект, впрочем, глубоко разочаровал односельчан архитектора. Они мечтали увидеть здание школы «как в Германии», а Кере собирался строить ее из… местной глины. То есть из материала, который широко используется в регионе, но ассоциируется с бедностью. Архитектору стало ясно, что придется не только построить здание, но и запустить процесс переосмысления местных традиций.

Gando Primary School. Фото: Simeon Duchoud, Erik Jan Ouwerkerk

 

Кере объяснил сообществу, что выбор материала связан и с размерами бюджета, и с особенностями климата. Кирпичи, созданные на основе необожженной глины, дешевы в производстве и хорошо регулируют температуру внутри помещения. Чтобы защитить их от дождя и создать естественную вентиляцию, над толстыми стенами поставили легкую металлическую крышу на опорах. Пол тоже сделали из глины по традиционной местной технике. Через несколько лет рядом со школой построили библиотеку, опять использовав предмет, знакомый каждому жителю, 一 глиняные горшки. Их принесли на площадку, обрезали, поместили на каркас крыши и залили бетоном. Получились отверстия, которые создают выразительное освещение и одновременно выпускают наружу горячий воздух. В обоих случаях в строительстве участвовала вся деревня, местные жители обучались новым профессиям.

Gando School Library. Фото: Kéré Architecture

 

Проект начальной школы в Гандо получил премии Aga Khan Award for Architecture 2004 и Global Award for Sustainable Architecture 2009. Другой наградой стало то, что местный материал и техника действительно получили новые смыслы. Глина – уже не материал для бедных, а то, что дарует деревне образование, новые навыки и общую социальную историю. 

Поменять отношение к традиционным материалам стремились и в проекте детской библиотеки в китайской деревне Пинтань. Архитектурное бюро Condition_Lab хотело обратить внимание на то, что бетон вытесняет локальные техники строительства. Поэтому рядом с обычной бетонной школой они построили Pingtan Book House, в проекте которого обратились к наследию этнической группы Дун. Больше двадцати поселений Дун внесены в предварительный список ЮНЕСКО. Наиболее узнаваемая их деталь 一 многоярусные барабанные башни (Drum Towers). Но и жилые трех-четырехэтажные дома тоже представляют ценность. Их конструктивные особенности и легли в основу проекта библиотеки.

Pingtan Book House, как и деревни Дун, построен из китайской ели. В его внутренней структуре есть отсылки к традиционным «соединениям дракона» (“Dragon Joints”). Так называется специфическое пересечение вертикальных и горизонтальных балок, которое когда-то позволяло строителям обходиться без гвоздей. Две стены библиотеки имеют окна, выходящие на внутренний двор и на рисовые поля, а две другие заняты книжными полками. 

Pingtan Book House. Фото: Sai Zhao, Xiaotie Chen

 

Внутри пространство пересекают две винтовые деревянные лестницы. Их можно рассматривать и как способ перемещаться между этажами, и как место для отдыха. По словам архитекторов, главная цель проекта 一 показать детям, что их родная культура остается актуальной, а навыки работы с деревом по-прежнему полезны. С самого начала вокруг библиотеки создавали социальную историю: вовлекали учеников и директора школы, местных плотников и студентов. Это помогло получить деньги на строительство от Благотворительного фонда Chan Cheung Mun Chung. 

«Финско-русская школа»: самая большая деревянная школа в Финляндии

Есть много других примеров. Три корпуса построенного по проекту бюро KAL A и ARREA architecture детского сада в словенском поселении Бохиньска Бистрица отсылают к образу фермерского дома, а основными структурными элементами стали переосмысленный козолец (сушилка) и ганк 一 деревянный крытый балкон. В финско-русской школе от AFKS Architects в разных частях здания повторяется образ терема. 

Bohinj Kindergarten. Фото: Luis Díaz Díaz

 

Цитирование вернакулярной архитектуры 一 один из самых частых способов проявления локальности. При этом зачастую в подобных проектах нет стремления полностью повторить технику или построить здание точь-в-точь как в прошлом. Поэтому изучать историю зодчества по ним вряд ли получится. Но их главная ценность в другом. Они сокращают разрыв между прошлым и настоящим и на повседневном уровне артикулируют идею, что наследие остается актуальным и востребованным. Ведь когда традиционные техники уходят в прошлое, дети видят их проявление только в книгах, музеях или этнографических центрах. А за счет переосмысления этих техник в архитектуре школы ученики встречают их в новом контексте, в современной среде, в которой они растут и с которой взаимодействуют.


Экологичные фермерские дома и «продвинутый» классицизм

 

Порой перед архитекторами стоит ещё более комплексная задача 一 связать новое здание со сложившимся историческим ландшафтом и при этом интегрировать в проект современные технологии. Так было со школой Les Coteaux Fleuris в маленькой нормандской деревне Ёдбувиль (Heudebouville). Её спроектировало в 2022 году бюро HEMAA Architectes при участии Hesters-Oyon Architectes, через два года она попала в номинанты на премию Миса ван дер Роэ. 

Изначальным требованием к проекту была экологичность и минимизация выбросов углерода при строительстве. Поэтому сразу отказались от использования бетона в пользу местных пород дерева. Из них в этом регионе строились традиционные фермерские дома-лоджеры и амбары: узкие длинные здания с двускатной крышей. Эту форму выбрали для корпусов школы, спускающихся по склону. Комплекс школы не только воспроизводит историческую конструкцию здания, но и перекликается с соседними знаковыми для деревни постройками. Например, покрытие стен и крыши напоминает шифер с колокольни соседней старинной церкви.

Les Coteaux Fleuris School. Фото: Sergio Grazia

 

Ссылаясь на прошлое деревни и региона, школа одновременно использует современные экологические решения. Например, здесь применены солнечные панели и собирается дождевая вода, которая питает сад. В школе сразу же заложены сценарии развития, бережно относящиеся к сложившемуся ландшафту. Новые классы можно добавить, просто удлинив существующие лоджеры.

Современность и традиции: как устроена старейшая школа Альметьевска после реконструкции

На подобном диалоге технологий и традиций основан проекте реновации лицея №1 им. М.К. Тагирова в Альметьевске (Татарстан), выполненный ED Architecture. Перед специалистами стояла задача сохранить историческое здание 1950-х годов, но дополнить его новой инфраструктурой. Архитекторам было понятно, что при работе с самой старой школой города, находящейся в уже сложившемся городском ландшафте, нельзя просто поставить стеклянное новое здание. Нужно бережно включить в проект то, что здесь уже существовало. Чтобы старое и новое не конфликтовало, а взаимно обогащало друг друга функционально и эмоционально.

В историческом здании школы оставили учебные классы, медиатеку и входную зону с вестибюлем. В нем, а также в соседнем новом корпусе учатся старшеклассники, для удобства два здания соединены переходом. У начальной школы появился свой «дом» с отдельным входом и собственным кафе. А общей точкой притяжения стал корпус с амфитеатром, столовой и спортивным залом. Архитектура новых построек выполнена в классических формах, что создает преемственность между ними и старым зданием 1957-го года. В отделке использован чупаевский камень, из которого построены многие здания города.

Внутри школы современность тоже соседствует с традицией. С одной стороны, есть все условия для работы с инструментами дополненной реальности, занятий 3D-моделированием и робототехникой. С другой, в интерьере присутствуют татарские национальные мотивы в интерпретации локальных художников. Художница Милана Халилова сделала светильники из натурального войлока, узоры которых отсылают к первобытной истории. А дизайнер Татьяна Черногузова создала авторские орнаменты на основе традиционных узоров.

Лицей №1 им. М.К. Тагирова. Фото: Виталий Шабинский

 

В обоих кейсах работает принцип, описанный выше: наследие актуализируется через интерпретацию и включение в новую среду. Но для более глубокого понимания стоит вспомнить определение культурного ландшафта. Оно было сформулировано и признано ценным к концу XX века. Важными его характеристиками считается длительная история, взаимопроникновение природного и культурного, а также ценность нематериального наследия, сформировавшегося в этом месте. Особенно значимые культурные ландшафты имеют охранный статус и ограничения на новое строительство. В остальных случаях внешний вид центра города или долины реки зависит от осознанности застройщиков. Если она отсутствует, между историческими зданиями появляются чужеродные элементы из стекла или бетона. При благоприятном сценарии архитекторы создают преемственность, и новые проекты органично смотрится рядом со старыми.

Истории школ в Ёдбувиле и Альметьевске демонстрируют еще один интересный тезис: чтобы быть супер технологичным или отвечать высоким экостандартам, не обязательно отказываться от прошлого. Традиции не обязательно должны быть консервативными и отделяться от современных решений. Напротив, традиции и современность могут гармонично сочетаться.


Муралы про выпускников и опыт миграции

 

Если здание уже построено и не предвидится реконструкций, в нем все равно можно проявить и подчеркнуть локальность. Часто это делается через создание паблик-арта.

В 2021 году школа №24 в Альметьевске стала одним из трех победителей проекта «Школьный UP GRADE», посвященного изменению школьных библиотек методами соучаствующего проектирования. Кроме реконструкции самих библиотек в учебных заведениях создали муралы. Две школы изобразили на фасадах сюжеты сказок. А в 24-й предложили запечатлеть память об известном шахматисте Владимире Ковалеве. Трое его детей учились здесь, он был членом Совета Отцов. Одну из рекреаций назвали его именем и нарисовали в ней сюжет под названием «Шахматная сказка».

В гимназии Beekvliet в нидерландской деревне Sint-Michielsgestel (Синт-Михильсгестель) на стенах отразилось прошлое всей школы и самого поселения. Школа открылась больше 200 лет назад как семинария, во время Второй мировой войны она успела побыть лагерем для интернированных голландцев. В 1970-е для школы было построено новое здание, а в 2016-м был объявлен конкурс на его реконструкцию. Конкурс выиграли фирмы MVRDV и Van Boven Architecten. Символично, что их основатели Вини Маас и Теоберт ван Бовен были выпускниками гимназии. Им предстояло переделать собственную школу.

Архитекторам нужно было отразить и современный контекст, и прошлое. Для последнего прекрасным решением посчитали панорамное граффити, выполненное канадским художником Яном Киркпатриком. В рисунке сочетаются сразу несколько жанров. С одной стороны, это таймлайн с основными датами из истории школы. С другой – это дневник с воспоминаниями нынешних и бывших студентов, преподавателей, жителей деревни. Компас и расположение рисунков показывают, в каком месте или направлении произошло то или иное событие. На стенах есть и пустое место для важных событий будущего. 

Gymnasium Beekvliet. Фото: Daria Scagliola

 

Любопытно, что в обоих упомянутых примерах паблик арт берет на себя функции, типичные для школьного музея. Именно там обычно фиксируются истории и воспоминания выпускников и роль школы в жизни города или района. Но музей, как правило, имеет определенное время работы или в принципе открывается под праздничные мероприятия. Паблик арт, в соответствии со своим названием, делает историю более публичной и оттого более доступной.

Изображения на стенах принято рассматривать как яркие заявления, выражающие мнения их создателей. И эту особенность тоже используют школы для решения тех или иных задач. The Story Trail Project стремился улучшить социальный климат и положение мигрантов в районе Галфтон (Gulfton) в Хьюстоне, штат Техас. Этот район 一 один из самых густонаселенных, а его жители говорят на более чем 50-ти языках. Его выбирают местом жительства все новые и новые мигранты и беженцы. Поэтому НКО Culture of Health – Advancing Together (CHAT) инициировала в трех местных школах творческий проект по работе с идентичностью района и его жителей через процесс создания граффити. 

Сначала ученики начальной, средней и старшей школы писали стихи о своем опыте миграции и о районе, подчеркивая его культурное разнообразие. Затем местным художникам из этой же целевой аудитории было предложено выбрать 12 стихов и создать на их основе 12 муралов. 3 из них были нанесены на корпуса школ-участников проекта, остальные на стены, предоставленные разными предприятиями и организациями района. Граффити соединили пешеходной тропой «The Story Trail», по которой водили экскурсии.

Муралы «The Story Trail», фото с сайта CHAT

 

Для исследования влияния новых муралов на район и атмосферу в школах были проведены опросы учеников и сотрудников школы. Большинство участников отметили, что граффити положительно сказались на отношениях внутри школы, что они создают более дружелюбную атмосферу благодаря ярким цветам и доброжелательным слоганам и что паблик арт помогает развивать связи школ с более широким сообществом района. Видимо, проекту удалось через послания на стенах «легитимизировать» опыт мигрантов и показать разнообразие района как нечто яркое и достойное внимания, а не критики. 

 

Август 2024

 

Читайте далее:

Мягкая школа: как текстиль помогает обустраивать образовательные пространства
Современность и традиции: как устроена старейшая школа Альметьевска после реконструкции

Eddesign
Ещё больше полезных материалов!
Кратко о самом важном:
аналитика, кейсы, исследования.
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie To improve the operation of the site and its interaction with users, we use cookies
Понятно Ok