Можно ли создать современную школу, если на проектирование и строительство заложено всего три года, архитекторы попались не те, санитарные зоны ограничивают полет фантазии и на пятне застройки найдены 12 захоронений каменного века? Иван Мальцев, директор по строительству и представитель инвестора международной школы Wunderpark, на собственном опыте убедился, что можно. На конференции “Пересборка: от архитектуры к сообществу” генеральный директор компании Martela Елена Аралова поговорила с Иваном Мальцевым о том, как работать в сжатые сроки, что можно сократить в производственном процессе, а чему нужно уделить особое внимание – и каких ошибок можно избежать, если с самого начали привлекать к процессу проектирования и строительства будущих пользователей пространства.
«Место для школы выбрали живописное. Рядом лес и река. Строение органично вписалось в пейзаж – благодаря специальным опорам, оно словно парит в воздухе», – рассказывает о здании Wunderpark International School руководитель его создания, управляющий партнер бюро Archstruktura Антон Наговицын.
Школа Wunderpark открылась на берегу реки Истры в Подмосковье 1 сентября 2020 года. Идея ее появления созревала постепенно: в 2013 появились Детская студия и Семейный центр Wunderpark, в 2015 – начальная школа.
Архитектурное бюро Archstruktura было выбрано по итогам закрытого конкурса на концепцию школы. Заказчики остановились на российских архитекторах – в отличие инвесторов других школ «новой волны» («Летово», «Хорошкола», «Точка будущего»), которые предпочли заказать концепцию у иностранных бюро. Проект изначально разрабатывали в соответствии с российскими нормами, что сэкономило время и позволило обойтись без адаптации.
Archstruktura занималась не только разработкой концепции, но и созданием проекта и рабочей документации – это прецедент в российской практике, который можно назвать преимуществом проекта. Стройка велась в сжатые сроки (полтора года), многие технические решения разрабатывались и выдавались «с листа».
Получилось здание, не похожее на школу даже десятилетней давности, не говоря уже об образовательных учреждениях прошлого века. У нее «лепестковое» строение: пространства поделены на пять двухэтажных «лучей», сходящихся в центре-атриуме. Такая структура интуитивно понятна, поскольку напоминает городскую среду, в которой есть центральная площадь и улицы, говорит Антон Наговицын.
Этот прием: имитация исторический улицы в интерьере, – используют хорошие торговые центры для того, чтобы посетители подольше задерживались в их стенах, говорил в подкасте «10 глупых вопросов архитектору» руководитель проектов в КБ Стрелка Андрей Елбаев. По его словам, вдоль маршрута следования должно быть много визуальных стимулов, делающих этот маршрут интересным, формирующих активный фронт.