Почти 80% школьников заняты дополнительной активностью, помимо учебной. Одно из направлений, набирающих популярность в школах – столярка. Занятие деревообработкой помогает развить возможности координации и контроля собственного тела, управляемого движения, дает опыт продуктивной деятельности, параллельно прокачивая «мягкие» навыки. Школьные столярные мастерские могут быть открыты и для внешних посетителей, помогая учреждению зарабатывать дополнительные деньги. Как организовать столярную мастерскую? EdDesign поговорил об этом с преподавателями столярного дела и архитекторами – и получился суперполезный материал, готовая инструкция.
-
Что
мотивирует школьников на работу?
-
Где
сделать кабинет?
- Какой должна быть
эргономика
кабинета?
- Как создать правильное
зонирование?
- Какую выбрать
мебель и оборудование?
-
Чем
дополнить пространство?
- Каким
инструментом
комплектовать мастерскую?
- Как оформить
системы для хранения инструментов?
-
Где
хранить пиломатериалы?
- Что важно помнить про
безопасность работы?
- Как организовать
уборку рабочих мест?
-
Где
хранить работы учеников?
Что мотивирует школьников на работу?
Евгений Воскресенский, учитель технологии в «Новой школе» и разработчик компании «Бабашки»
Детей вдохновляет рабочий процесс, когда они видят, что кто-то занят делом. В «Новой школе» стена между мастерской и коридором – стеклянная, и недавно, когда я пилил за станком, к стеклу с внешней стороны «прилипла» куча школьников. Также мотивируют правильно организованные рабочие места и примеры готовых изделий: у нас выставлены сделанные учениками игрушки, деревянное оружие, дирижабли и механизмы.
Фото: Мастерская в «Новой школе»
Ольга Бабич, архитектор ED Architecture
В школах старого образца кабинет технологии для девочек и мальчиков – это абсолютно закрытая, недоступная среда. Прозрачность внешних стен мастерской позволяет популяризировать обучение, создать эффект шоу. Стеклянные перегородки являются звукоизоляционными. В Инженерном корпусе школы №548 (как и в «Новой школе» – проект ED Architecture) они удерживают шум в 42 децибел.
Творческую атмосферу создает эстетика лофта: грубо оштукатуренные стены, открытая кирпичная кладка. В пространстве не должно быть ощущения «белого листа», чтобы работая в нем, школьникам не было страшно что-то испортить, испачкать, задеть, сделать дырку. Также должна быть возможность своими силами дополнять интерьер, навешивать полки и мастерить системы хранения.
Где сделать кабинет, чем отделывать, что предусмотреть?
Ольга Бабич, архитектор ED Architecture
Столярная мастерская – условно «грязное» (опилки, стружка, пиломатериалы) и пожароопасное помещение. Мы размещаем ее на первом этаже из соображений безопасности и для удобства логистики габаритного материала. Поэтому и двери в помещении должны быть большие, в том числе для быстрой эвакуации.
В мастерской должны быть панорамные окна, а потолочное освещение – проходить по всем нормам и не давать жесткую тень.
Звукоизоляция мастерской должна быть проведена по периметру помещения – пол, стены и потолок, чтобы в соседних кабинетах (со всех сторон) не были слышны шумные работы. Стены на уровне 1200-1500 мм от пола и выше покрываются древесно-стружечными плитами или другим акустическим материалом по выбору дизайнера. В случае покраски стен – перфорированной фанерой, крючки на которой обеспечивают дополнительное хранение.
Фото: «Новая школа», Инженерный корпус школы №548
Необходимо предусматривать упрочненную стяжку пола, чтобы он не разрушился, если упадет что-то тяжелое, а также выдерживал вибрацию станков. Не приветствуется плитка или бетонный пол, так как это достаточно хрупкие, обладающие низким коэффициентом теплопроводности материалы, имеющие высокие показатели по ударному шуму. Финишное покрытие должно быть нескользящим – винил, линолеум с подложкой на пробке или на вспененном полиуретане, полимерно-наливной пол (последние всегда были в заводских цехах).
Дмитрий Шиляев, архитектор ED Architecture
Для потолков используются плиты селенит (из прессованной смеси древесной стружки и цемента) или сонаспрей (напыляемое покрытие из волокон целлюлозы), которые удерживают шум внутри кабинета.
Если на пол кладется линолеум, он также заводится на стены на высоту 1,20 м, остальная часть стен красится легко моющейся латексной краской. Это позволяет защитить стены от грязи и механических повреждений: не нужно перекрашивать поверхности каждый год.
Евгений Воскресенский, учитель технологии в «Новой школе»
Учебную зону лучше располагать напротив большого окна. Когда не хватает естественного света, нужно локальное освещение на рабочих местах. Нужен прибор для аспирации пыли и хорошая вентиляция (или нужно проветривать), иначе воздух быстро застаивается, работать становится некомфортно.
Норма освещения мастерской – 500 люкс на рабочей поверхности.
Ольга Рокаль, архитектор бюро Utro
Для ручной работы нужна хорошая освещенность и разный свет – естественный, но чтобы солнце не било в глаза, и искусственный, общий и направленный.
Какой должна быть эргономика кабинета?
Артем Бетев, учитель технологии в Филипповской школе
Помещение должно быть такого размера, чтобы педагог мог свободно ходить от одного ученика к другому, не мешая их работе. Если верстаки сгруппированы на площади, которая представляет собой сильно вытянутый прямоугольник, может возникнуть «камчатка» – места, до которых учитель в условиях дефицита времени на уроке добирается реже, и поэтому помогает работающим там ученикам меньше.
ART и IT: как можно обустроить в школе научные и творческие мастерские
Евгений Воскресенский, учитель технологии в «Новой школе»
Желательно, чтобы дети минимально перемещались по кабинету, все необходимое для работы должно быть в прямой доступности, чтобы они не теряли время. У нас стоит 12 верстаков, расстояние между ними по нормам составляет 70 см, школьники не должны мешать друг другу
Трафик должен быть вынесен за пределы рабочего пространства – как верстаков, так и станков. В кабинете нужен «проспект» – широкий проход, по которому дети могут при необходимости пройти к инструменту или к столу преподавателя. Место преподавателя – его верстак – одновременно является и своеобразной «кафедрой», где он может что-то показать, и нужно, чтобы все дети могли вокруг него поместиться. Кроме того, с места учителя должно быть видно мастерскую целиком, чтобы он мог контролировать рабочий процесс. Для этого пространство обставлено так, чтобы минимально перекрывать обзор преподавателя.
Фото: работы учеников школы №548 (корпус «Зиларт»)
Герман Шляпников, преподаватель столярного дела в школе №548 (корпус «Зиларт»)
Расчет эргономики пространства основан на взаимодействии школьников в мастерской. Безопасной дистанцией мы считаем расстояние, равное вытянутой руке с инструментом. Расстояние между верстаками у нас составляет 1,20 м. Основной проход между рядами – 1,40 м, дети по нему могут двигаться, не задевая друг друга. Однако замечено: если проход больше, то младшие начинают собираться там для дебатов.
Александр Щукин, учитель технологии в Инженерном корпусе школы №548
В нашем кабинете 14 верстаков расположены в 2 ряда, школьники сидят лицом друг к другу, расстояние между верстаками составляет 1 метр. У окна стоят 5 токарных станков, они нечасто используются.
Фото: Инженерный корпус школы №548
Как создать правильное зонирование?
Ольга Бабич, архитектор ED Architecture
Как правило, мастерская закладывается площадью около 90 м2, исходя из норм (6 м2 на ученика) и перечня необходимого оборудования. В школах с увлеченным преподавателем и нацеленностью на творческий результат появляется потребность в больших площадях, учебный процесс начинает включать в себя большее разнообразие сценариев. Ставятся задачи о максимально удобном зонировании пространства: напротив входа – чистая зона, в глубине – практическая, наличие кладовой для расходников.
Артем Бетев, учитель технологии в Филипповской школе
Если учитель для создания заготовок к уроку использует станки, то желательно разместить их там, куда детям заходить нельзя. В «Хорошколе» пространство, где за станками работают взрослые, отделено от учебной зоны перегородкой с дверью.
Фото: «Хорошкола», Артем Бетев
Герман Шляпников, преподаватель столярного дела в школе №548 (корпус «Зиларт»)
В нашей мастерской часть кабинета занимают станки, где преподаватель делает заготовки и работает со старшими ребятами. Они отделены от зоны ручного инструмента фанерной перегородкой высотой 90 см. Младшеклассники знают, что это станочная зона, где действуют более строгие правила безопасности, которые соблюдать обязательно, и не стремятся туда попасть.
Какую выбрать мебель и оборудование?
Евгений Воскресенский, учитель технологии в «Новой школе»
Стандартные готовые верстаки для школьников – не слишком удачные. Они выполнены с претензией на универсальность – для работы с металлом и деревом детьми разных возрастов. Из-за этого их конструкция может быть достаточно хлипкой, тиски неудобны в работе. Мы сконструировали в «Бабашках» верстаки для дошкольников и началки с тисками, которые не перекашиваются и не портят заготовки. Такой верстак рассчитан на 4 рабочих места, у него есть «фартук» с 4 комплектами инструментов и встроенные полки для хранения.
Еще у нас стоят верстаки Rubankov, они качественные, но без регулировки высоты. Поэтому, чтобы можно было быстро поднять верстаки на 10 см, добавил им откидные ножки.
Фото: кабинет в «Новой школе»
Артем Бетев, учитель технологии в Филипповской школе
Важно еще на этапе планирования мастерской не комплектовать ее мебелью с легко доступными металлическими элементами (столешница, ножки). Когда в помещении работает 12 учеников, то учитель не может постоянно следить за тем, что делает каждый, а дети часто пытаются строгать верстак, когда их никто не видит. С деревянными верстаками ущерб для инструмента от такой шалости будет минимальным.
Александр Щукин, учитель «Технологии» в Инженерном корпусе школы №548
Для работы сидя в кабинете используются регулируемые по высоте стулья.
Чем дополнить пространство?
📽️ Проектор
Александр Щукин, учитель технологии в Инженерном корпусе школы №548
Для некоторых занятий нужен проектор, с помощью которого можно показать презентации про виды древесины, например, рассказать, что такое фанера. Дети часто не имеют представления, откуда берутся материалы.
✏️ Доска
Евгений Воскресенский, учитель технологии в «Новой школе»
Маркерная или меловая доска нужна в мастерской, так как на ней можно крупно нарисовать деталь, эскиз или инструкцию.
📷 Фотозона
Ольга Бабич, архитектор ED Architecture
Фотозона с разными фонами и подсветкой необходима в зоне столярки, но про нее забывают или даже не знают о такой потребности. Однако, благодаря этому детям не нужно было бы выходить в коридор для съемки готовых изделий.
Каким инструментом комплектовать мастерскую?
Герман Шляпников, преподаватель столярного дела в школе №548 (корпус «Зиларт»)
Поддержать исследовательский интерес и дать возможность школьникам совершить пробы – важная педагогическая задача. В началке дети только осваивают способы обработки, и для этого оптимально подходит ручной инструмент. Электроинструмент ускоряет процесс, но требует точности, которая доступна школьникам с 10-11 лет. Использование станков оправдано там, где требуются одинаковые размеры для нескольких деталей – то есть в проектах, где дети занимают авторскую позицию (от 12 лет и старше). Оснащение такого рабочего пространства зависит от смелости гипотез учащихся: это могут быть термопресс для создания композитных материалов, лазер и ЧПУ-фрезер для производства деталей высокой точности. Дети даже способны мастерить уникальное оборудование для отдельных работ по собственному проекту, в этом случае потребуются монтажные столы, максимум возможностей крепления заготовок и деталей.
Как оформить системы для хранения инструментов?
Евгений Воскресенский, учитель технологии в «Новой школе»
Поэспериментировав с разными системами хранения, я нашел самый эффективный вариант – на попарно соединенных верстаках установил перегородки-«фартуки» высотой 45 см с индивидуальными наборами инструментов (место каждого обведено маркером) на ложементах и подвесах. Реже используемые инструменты можно хранить на стенде или в выдвижных ящиках с подписями. Более опасный инструмент (например, стамески) располагается вне детской зоны и повыше: раз ученик не дотягивается, значит брать нельзя – например, рядом с преподавателем.
Фото: хранение инструментов в «Новой школе»
Артем Бетев, учитель технологии в Филипповской школе
Готовые решения по хранению существуют, но они обычно не подходят для школьной мастерской, в которой дети начальных классов самостоятельно работают ручными инструментами. В мастерской есть инструменты, которые дети берут сами (стружки, напильники, рашпили), и те, которые выдает учитель (стамески) – с ними можно работать только под присмотром взрослого. Если ребенок может сам пользоваться инструментом, надо, чтобы его было не только легко взять, но и правильно убрать на место. В качестве подсказки можно использовать картинку или фотографию, на которой видно, как именно должно лежать или висеть то, чем ученик закончил работать. Мы используем для хранения старые шкафы из массива дерева, которые учитель может доработать, добавив ящики, полки, крючки. В них легко организовать место для инструментов в свободном доступе, а также отделение, которое закрывается на ключ.
Герман Шляпников, преподаватель столярного дела в школе №548 (корпус «Зиларт»)
В мастерской инструменты расположены в открытом доступе, большая часть на стенде в собственных держателях, специальные резцы и сверла – в отдельных ложементах. Во время работы оптимальным местом для используемого инструмента является лоток верстака.
Где хранить пиломатериалы?
Герман Шляпников, преподаватель столярного дела в школе №548 (корпус «Зиларт»)
В мастерской есть зона для габаритных досок и брусков, а также вертикальная стойка для коротких заготовок и отдельные ящики для спилов – бревен.
Расход пиломатериалов контролирует учитель, поэтому их он должен выдавать сам. Доверять выбор заготовок детям нерационально, так как они только учатся рассчитывать ресурсы и часто берут материал в 3-4 раза больше оптимальных размеров.
Дети работают в основном с мягким и доступным деревом – липой, сосной, ольхой, а также с фанерой.
Евгений Воскресенский, учитель технологии в «Новой школе»
Я сам сделал стеллажи для пиломатериалов c консольными полками: нижние – для частой работы (мягкое дерево, короткие бруски), вторая – бруски плоские и подлиннее, третья – бруски твердых пород, четвертая – доски.
Что важно помнить про безопасность работы?
Герман Шляпников, преподаватель столярного дела в школе №548 (корпус «Зиларт»)
В столярке нет безопасного инструмента, это зона повышенного риска. Правило номер один на моих уроках – для уменьшения рисков смартфоны оставляются на стойках у входа. В рабочую зону их вносить нельзя, так как у людей снижается концентрация внимания, даже если телефон лежит в кармане. Правила поведения в рабочей зоне должны быть понятны ребенку, а их список ограничен 4-5 пунктами.
Как организовать уборку рабочих мест?
Александр Щукин, учитель технологии в Инженерном корпусе школы №548
После занятий – обязательная уборка, для каждого ученика есть совок и щетка. Учитель проводит проверку рабочего места. В случае большого количества мусора (обычно после работы на станках) используется промышленный пылесос.
Артем Бетев, учитель технологии в Филипповской школе
Инвентарь для уборки должен храниться в понятном месте, чтобы дети могли сами взять и убрать его. Помещение со станками должно быть оборудовано приточной и вытяжной вентиляцией в соответствии с действующими нормативами, а сами станки должны быть подключены к соответствующим их производительности пыле- или стружкоотсосами.
Где хранить работы учеников?
Евгений Воскресенский, учитель технологии в «Новой школе»
Для поделок «в процессе» предназначены закрытые шкафы со своими полками у каждого класса (закрытые, чтобы собирать меньше пыли, и неоконченные работы имеют не самый презентабельный вид). Ученики подписывают изделия с помощью бумажного скотча. Работы младшеклассников убираю я, дети постарше могут делать это самостоятельно. Для готовых работ предназначена выставочная зона со своими стеллажами и витринами.
Герман Шляпников, преподаватель столярного дела в школе №548 (корпус «Зиларт»)
Дети хранят свои рабочие проекты в фабричных тумбах с пластиковыми ящиками, и у каждого школьника – свой подписанный ящик. Готовые изделия выставляются на стеллажах и экспозиционных стендах, которые я сделал для мастерской сам.
Фото: работы учеников школы №548 (корпус «Зиларт»)
Артем Бетев, учитель технологии в Филипповской школе
При планировании системы хранения стоит учитывать программу, по которой будут проходить уроки. Если в течение года два класса делают скамейки, состоящие из четырех деталей, то в процессе работы каждый школьник должен хранить их так, чтобы они не смешались с такими же заготовками других детей, иначе много времени будет тратится на их поиск. Но одной системы хранения мало – в конце урока учитель должен следить за тем, чтобы каждый ученик подписал свою работу или использовал индивидуальные наклейки, а затем убрал на полку своего класса.
Октябрь 2023
Читайте далее: