Как организованы мастерские в «ГЭС-2», «ДЭЗ №5» и в Rybakov PlaySchool

Детская мастерская Ателье в «ГЭС-2», игровая столярка в Rybakov PlaySchool и художественная студия «ДЭЗ №5» известного архитектора Михаила Лабазова: изучили, как среда этих разных проектов отвечает их целям, разобрались, как устроено и чем оснащено пространство. А в другой статье этой серии проанализировали несколько школьных мастерских. 


Ателье в Доме культуры «ГЭС-2»: как объединить обучение нескольким ремеслам в одном пространстве

 

Ателье открылось в 2021 году. Авторами выступили куратор «ГЭС-2» Екатерина Порутчик, архитектор Ольга Рокаль и художник Светлана Шуваева. Ателье – редкий пример мастерской такого высокого уровня, при этом бесплатной. Дети до 14 лет могут приходить только с родителями. Подразумевалось, что место предназначено для детей с 6 лет, но в итоге приводят даже тоддлеров, здесь могут заниматься и взрослые. 

 

Фото: Марк Серый, Ваня Ерофеев, Катя Жидкова, Глеб Леонов


Что за пространство 

 

«Любая мастерская – творческий бардак, но нужно было включить Ателье в эффектное эстетизированное пространство «ГЭС-2», – рассказывает соосновательница архитектурного бюро Utro Ольга Рокаль. Каждое действие согласовывалось с архитектурным бюро Renzo Piano, которое сделало весь проект Дома культуры. 

Общая площадь пространства Ателье – 256 м2, оно делится на две части – игровая площадка «Лес» и творческая «Мастерская» (136 м2) с вместимостью на 32 посадочных места.

 

Как среда отвечает целям проекта 

Ателье задумано как посольство «Сводов» (профессиональных мастерских в соседнем здании) внутри самого Дома культуры, но доступное для всех желающих. Две стены в Ателье сделаны прозрачными, так что посетители видят, что происходит внутри. Задачей проекта было совместить в пространстве безопасность и наглядность. «Дизайн должен говорить об открытости и возможностях, чтобы ребенок понимал: «Я могу это сделать», – объясняет Ольга Рокаль. 

Мастерская делится на четыре зоны – Глина, Дерево, Бумага и Ткань. Критерием для выбора ремесел была их доступность для самостоятельной работы детей. Пространство сделано как опенспейс, зоны отделены только стеллажами. Для каждого из четырех ремесел свой стол: один со стеклянной столешницей для работы с бумагой и красками, остальные три – с деревянной. 

 

В концепции Ателье лежит реджио-педагогика, согласно которой среда – третий учитель. Близкое соседство зон для занятий тут организовано намерено: дети могут естественно  поменять материал в ходе работы, перейти от глины к рукоделию или к рисованию. Важный элемент среды – «Выкладка дня» с материалами на стеллажах: глиной, бумагой, деревом или кусочками тканей, чтобы выбрать, чем заняться сегодня.   

 

Как готовое пространство трансформировалась под задачи 

Ателье – это часть «ГЭС-2», поэтому изначально в пространстве детской мастерской нельзя было менять ни одну поверхность – стены, пол, потолок. Хотя в итоге выяснилось, что бетонный пол впитывает краски, поэтому его приходится постоянно мыть. Чтобы дополнить верхнее освещение, на столы поставили большое количество ламп. 

«Своды» ГЭС-2: как водочный склад 19 века превратился в художественные мастерские

Архитекторам пришлось отойти от изначальной идеи бюро Renzo Piano встроить раковину в структуру задних панелей со стеллажами. Для занятий лепкой раковина должна быть крупной и с сепаратором для глины, поэтому ее установили рядом со стеной.

Спустя год после открытия создатели проекта признают, что не оправдалась гипотеза о том, что можно совместить рядом игровое и творческое пространство. Им хотелось бы видеть только лёгкую прозрачную перегородку между «Лесом» и «Мастерской» – часть игровой инсталляции. Но из-за шума дети мешают друг другу, поэтому приходится постоянно держать в открытом виде плотную звукопоглощающую перегородку-гармошку, заложенную в проекте Ренцо Пьяно. Также актуальна проблема любой мастерской с хранением, места для него не хватает. Сейчас шкафы с расходниками расположены в буферной зоне между игровой и мастерской.


Что за мебель и оборудование 

 

Столы и стеллажи для Ателье сделаны по эскизам Ольги Рокаль из дерева и металла на той же фабрике в Словении, что и остальная мебель для «ГЭС-2». Ни одна российская фабрика не смогла бы сделать такой объем за определенный срок. От производителя требовалось, чтобы мебель была в едином стиле с Домом культуры, качественная, из хорошей фанеры, с гладкими поверхностями и аккуратной сваркой, чтобы дети не поцарапались. Мебель получилась адаптивной, к примеру, стеллажи-выкладки разграничивают пространство, являются модулями для хранения и демонстрации работ.

Из оборудования закуплены раскатчик для глины, верстак, сверла, японские пилы, молотки, клеевой пистолет, шлифовалки, электролобзики, швейные машинки, офортный станок. При выборе исходили из соображений простоты и безопасности. При этом электроинструменты может включать только взрослый мастер.


Формат работы 

 

Существуют несколько форматов. Есть свободное посещение, где дети сами решают, чем заняться. Есть возможность для совместного творчества с родителями, но можно и отдельно. В мастерской постоянно находятся фасилитаторы – «невидимые помощники», которые объясняют правила и деликатно следят за процессом. Кроме того, трижды в неделю занятия по каждому ремеслу ведут приглашенные мастера, а два раза в месяц проводятся мастер-классы с художниками по межремесленным проектам, где задействованы разные материалы и оборудование.

В мастерской все на виду, а созидательный пример – заразителен, говорит Ольга Рокаль: тут есть правила, но нет строгой дисциплины; создаются поддерживающие отношения между посетителями (к примеру, за год после открытия пропало всего около 3% материалов).


Детская художественная студия «ДЭЗ №5»: как сделать независимую мастерскую без привязки к конкретному ремеслу

 

Студию «ДЭЗ №5» основал архитектор и соруководитель архитектурного бюро «АБ студия» Михаил Лабазов в 1986 году. Тогда архитектор работал в «Моспроекте», и его попросили вести детскую студию в здании дирекции эксплуатации здания на 1-я Брестской улице, отсюда и название «ДЭЗ №5». До 1997 года мастерская переезжала в разные помещения ДЭЗа, пока ее не выселили (к концу 1990-х перестали функционировать многие социальные программы по предоставлению площадей дополнительному образованию). Пару лет студия поработала в ангаре мецената Александра Ежкова на Кирпичной улице в Восточном административном округе.

 


Что за пространство 

 

В 1999 году организатор Культурного центра «Дом» Николай Дмитриев предложил Михаилу Лабазову спроектировать зал для выступлений на 230 м2 в здании Московского дома самодеятельного творчества в Большом Овчинниковском переулке, а в помещении за стеной в 65 м2 разместить студию.

«Внутри были руины, но когда нет ничего, рады всему», – говорит он. Дизайн-проект мастерской архитектор сделал совместно с единомышленниками, а спонсором ремонта стал снова Александр Ежков. «ДЭЗ №5» состоялась благодаря участию целой группы художников и архитекторов – коллег и студентов, которые долгие годы работают вместе с ним в студии, подчеркивает Михаил Лабазов.  Сейчас в ней преподают Александра Василькова, Александр Егоров, Наталья Налич и Александра Пирогова. 

 

Как среда отвечает целям проекта 

 

Основатель не хочет давать определения своей мастерской – скульптурная, архитектурная или художественная: «Нам интересно реализовывать идеи детей, давайте скажем, что «ДЭЗ №5» – это школа жизни». Каждый год ребята создают проект на определенную тему, в разное время были «Полезные памятники Пушкину», «Куда дует ветер», а в этом году – «Что делать». По итогам школьники делают выставку: например, свои работы они показывали в ЦДХ, Artplay, Политехническом музее и Музее декоративно-прикладного искусства, а что-то потом подарили региональным музеям.

 

Помещение ДЭЗ №5 располагается в цокольном этаже дома 1900 года. Благодаря высоким потолкам в 3,80 метра можно было сделать в одном углу антресоли для хранения, а в другом – небольшой балкон с раздевалкой и туалетом. Всего одно окно, однако занятия проходят вечером, поэтому обходятся искусственным светом.

Для командной работы над большими проектами «ДЭЗ №5» пригодился зал для выступлений за стеной (там же расположили частично хранение), в теплое время года школьники выходят во внутренний двор. «Очень важно, когда у мастерской есть пространства, куда можно «выливаться», дополнительные открытые и закрытые площади. А лучший процесс обучения – совместная деятельность, когда ни одна сторона не знает результат», – объясняет Михаил Лабазов. 


Что за мебель и оборудование 

 

В центре мастерской стоит большой стол, а под антресолями расположены два маленьких стола-верстака. Почти всю мебель студийцы сделали сами, остальное – винтаж. Дети работают по большей части руками с помощью базовых инструментов – лобзиков, шуруповертов, молотков и пил. Основные материалы – дерево, пена, проволока, пенопласт, старые газеты, железо. Если для работ нужна сварка, ее делают взрослые на улице.

Миниатюрных произведений здесь и нет, дети любят масштабы, хотя для начала делают маленький макет своего проекта.


Формат работы 

 

Каждый год в мастерской занимается около 40 школьников от 7 до 18 лет, и чтобы попасть сюда, существует длинный лист ожидания. Дети занимаются в разные дни, одновременно в помещении находится максимум 10-12 человек. 

«Московскому дому самодеятельного творчества» здание предоставляет город, поэтому мастерская не платит за аренду. Занятия для детей бесплатные. Родители собирают деньги на коммунальные услуги и расходные материалы. 


Rybakov School Саларьево: как сделать игровую столярку для малышей

 

«Игровая столярка» – проект филолога Анны Никишиной и психолога Тани Морозовой, который соединяет в себе проектирование мастерских и методику проведения занятий с детьми от 5 лет. 

После того, как в России вступил в силу современный образовательный стандарт, принятый в 2013 году, стали активно появляться образовательные программы, сфокусированные на развитии детей. В центре новых методик стоит ребенок: они вариативные, ориентирующиеся на условия, в которых развиваются дети, а не на результаты, к которым нужно прийти. Однако вскоре стало понятно, что типовая среда детских садов не подходит для новых практик. 

«Автор одной из новых программ пригласила нас создать новую среду в московском детском саду. Мы сделали проект, заказали 900 кг фанеры, взяли в руки циркулярную пилу и шуруповерты»,  – рассказывает Таня Морозова. Позже проекты игровых пространств Тани и Анны появились в других учреждениях: детском саду «Вишенки-Черешенки» и школе ThinkGlobal в Киеве, садах «Улап» в Чебоксарах и «Журавушка» в Красноярске. 

 

Фото: Rybakov Playschool

«Где бы мы не строили, всегда оказывались дети, которые проявляли большой интерес к нашей работе и к материалам из дерева», – говорит Анна Никишина. 

Специалисты спроектировали «Игровые столярки» и стали вести занятия в дошкольной студии Reggio Studio и в детском саду «Золотой ключик». Там у проекта не было отдельных помещений, места для работы представляли собой столярные уголки. Возможность организовать пространство целиком появилась, когда «Игровую столярку» пригласили в Rybakov Playschool Саларьево. Проект столярной мастерской в Rybakov Playschool расположился в угловом кабинете площадью около 30 м2 с хорошим естественным освещением из окон с двух сторон. 


Что за мебель и оборудование 

 

Не для всех задач мастерской нашлась готовая фабричная продукция, часть оснащения – большой верстак и рабочий стол – специалисты изготовили сами. Собственный столярный опыт помог создать им и другие решения для работы: пень для забивания гвоздей (детям легче забивать гвозди в торец дерева, чем в продольную часть бруска) и тяжелый низкий стол для пиления «от бедра», учитывающий рост дошкольников. 

В мастерской есть оборудование для обеспечения полного производственного цикла: ручные пилы для продольного и поперечного пиления, ручной лобзик и лобзиковый станок для вырезания криволинейных фигур из тонких листовых материалов, инструменты для создания разнообразных столярных соединений. Столы оснащены стационарными или переносными тисками для безопасной обработки деталей.

 

Как среда отвечает целям проекта 

Одной из образовательных задач столярки авторы считают дать увидеть детям инструменты в их развитии, и таким образом лучше освоить их функции и применимость. Поэтому, даже если на занятиях пользуются аккумуляторной дрелью, важно, чтобы в мастерской была ручная дрель и коловорот. Так ребенок может видеть историю в развитии: поначалу человек рукой крутил остро заточенную металлическую палочку, чтобы проделать отверстие в дереве, потом к ней приделали мотор, который с помощью хитроумной передачи крутит палочку, сама палочка тоже видоизменилась и стала современным сверлом.

 

«Мы исходим из потребностей возраста. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. Поэтому и в пространстве, и в тайминге занятия обязательно нужно закладывать место для игры,  – поясняет Таня Морозова. Дети через игру осваивают само пространство мастерской, столярные инструменты и приспособления. Первое время ребенок, например, может подолгу играть с тисками и струбцинами, постигая их механизм. В конце занятия часто разворачивается спонтанная игра между детьми с теми изделиями, которые они создали в этот день


Формат работы 

 

В Rybakov Playschool авторы методики проводят платные занятия дополнительного образования для разновозрастных групп, в которых занимаются дети от 4,5 до 9 лет. Уроки построены так, чтобы каждый ребёнок мог воплотить свой замысел. Кто-то уже приходит с идеей, что хочет сегодня сделать, кто-то вдохновляется в процессе, видя материалы или то, что сделали другие дети.

Образовательные эффекты столярки:

1 Саморегуляция. Дети учатся контролировать свои действия при работе с настоящими инструментами.

2 Возможность творить по собственному замыслу, а не по образцу.

3 Через моделирование объектов ребенок приходит к структуре вещей. К примеру, чтобы деревянная машинка поехала, ей нужны ось и колеса. 

4 Ручной труд помогает через собственное тело освоить базовые представления о физическом мире: чтобы вытащить гвоздь, понадобится рычаг, чем сильнее давишь, тем больший слой снимает наждачная бумага.

5 Сотрудничество и коммуникация. Работая в мастерской, дети постоянно обращаются друг к другу за помощью и идеями. 

 

Декабрь 2022

Читайте далее:

Как устроены «Мастерские познания» — проект, возвращающий ученикам интерес к школе
Третий учитель: как сделать мебель частью учебного процесса

Eddesign
Ещё больше полезных материалов!
Кратко о самом важном:
аналитика, кейсы, исследования.
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie To improve the operation of the site and its interaction with users, we use cookies
Понятно Ok