«Искусственный интеллект вместо пяти кураторов»: как выглядят и зачем нужны цифровые образовательные платформы

На заре эпохи смешанного обучения учитель готовил файлы в программе Word и рассылал их ученикам по электронной почте. Это неудобно, неэффективно и отнимало много времени. Сейчас школы и школы по всему миру перешли на специально разработанные платформы, которые помогают наладить образовательный процесс с применением цифровых инструментов. 

В четвертом материале серии, посвященной смешанному обучению, EdDesign Mag рассказывает о том, какими бывают образовательные платформы, в чем их сильные и слабые стороны и почему иногда лучше потратить деньги и разработать собственное решение. 


LMS с открытым кодом

 

Первые LMS (learning management system – система управления обучением) появились в 1990-х в США и в основном предназначались для корпоративного обучения, но позже стали распространяться в вузах. LMS в их современном виде начали внедрять с начала 2000-х годов в связи с активным развитием интернета. 

LMS дают возможность организовывать учебный процесс в электронном виде 一 загружать учебные материалы и задания, создавать план обучения, оценивать процесс, обеспечивать коммуникацию между преподавателями и студентами (причем обучение может быть как очным, так и дистанционным). По прогнозам Meticulous Research, рынок LMS к 2030 году достигнет почти $65 млрд при среднегодовом темпе роста в 18,3%. 

В 2002 году появилась Moodle 一 первая в мире LMS с открытым исходным кодом, который позволяет организатору учебного процесса дополнять и менять платформу под свои задачи. 

 

Moodle создал австралийский программист и научный сотрудник Университета Кертин Мартин Догиамас (до января 2024 года был CEO Moodle). Уже к 1999 году он понял, что преподавателям не хватает достаточно простой системы, которая позволит создавать обучающие курсы в электронном виде, а еще общаться между собой участникам образовательного процесса. 

 

«Программное обеспечение должно было быть настраиваемым, но в то же время удобным для преподавателей нетехнического профиля», – говорил Догиамас. К настоящему моменту у Moodle более 420 млн пользователей по всему миру, на ее базе создано 161 000 обучающих систем. Россия входит в топ-10 стран, использующих эту LMS: в системе зарегистрировано 5727 платформ на ее базе. 

Мооdle может быть использована при офлайн-обучении, например, для моделей смешанного образования, так и для удаленной учебы в школах и вузах. Система бесплатная. Конечно, если образовательной организации нужно ее существенно доработать, придется нанять программистов. 

Forbes США в 2024 году включил австралийскую Moodle в десятку лучших систем управления обучением в мире (наряду с американскими Blackboard Learn, Canvas и другими).

Фото с сайта moodle.org


Битва гигантов

 

Много позже, только в в 2017 году, свои сервисы для обучения выпустили IT-гиганты Microsoft и Google. 

Продукт Microsoft называется Microsoft Teams. Эта часть Office 365 一 корпоративная облачная платформа для общения и совместной организации работы. В строгом смысле это не система управления обучением в чистом виде, туда нельзя загрузить полноценные электронные курсы, как в Google Classroom и Moodle, но Teams для школ может быть интегрирован в другие LMS.

Наряду с Teams для бизнеса, Microsoft одновременно сделали модуль «Teams для школ», бесплатный для учащихся и преподавателей. Сервис позволяет педагогам настраивать виртуальные классы, совместно работать над файлами Word, Excel и PowerPoint в режиме реального времени, общаться с учениками и родителями (сообщениями или в режиме видеоконференций), раздавать задания и осуществлять оценивание. Сейчас число пользователей Teams в мире достигло 300 миллионов (сюда входят и те, кто использует Teams для корпоративного общения), в этой системе работают более 270 000 образовательных учреждений.

20 марта 2024 года Microsoft объявил о приостановлении доступа к облачным продуктам на территории РФ корпоративным клиентам, и хотя запрет снят 13 мая 2024 года, российским школам и вузам, вероятно, придется отказываться от использования этой системы. 

В 2017 году на рынок вышел и Google. Техногигант открыл бесплатный сервис Classroom, который дает образовательным организациям возможность создавать полноценные обучающие курсы (текстовые и видео), расписание и план обучения, позволяет проводить видеовстречи, выдавать ученикам задания, следить за их выполнением, отслеживать успеваемость. У Google Classroom сегодня 150 миллионов пользователей по всему миру. 

РБК оценивает среднемесячную аудиторию сервиса в России в 2023 году в 250 000 пользователей.

Мы пообщались со многими участниками образовательного процесса: Google Classroom, Microsoft Teams и Moodle они упоминали чаще всего. Однако российские власти ограничили использование этих крупных платформ в школах. Сейчас работать можно только на аккредитованных сервисах отечественного программного обеспечения. Коммерческие цифровые ресурсы («СберКласс», «Яндекс Учебник» и другие) можно использовать для дополнительного образования и внеурочной деятельности.


Своими руками 

 

Впрочем многие школы предпочли не использовать существующие цифровые платформы, а потратить время и средства на разработку собственной. 

 

IBLS: готовый контент и большое количество пользователей

 

В систему IBLS входят «Международная школа смешанного обучения» (МШСО) и школа «Олимп плюс». Кроме того, владелец системы IBLS Роман Кротов был первым директором Горчаковского лицея МГИМО и до сих пор остается его куратором. Все эти учебные заведения используют платформу, разработанную специально для них. 

«Первые заочники появились у нас с 2013 года, 一 рассказывает заместитель руководителя проекта по развитию и сооснователь IBLS Елена Котова. 一 Сначала в школе работали “вручную”, отсылая задания по электронной почте. Когда число учеников выросло до 1500-2000, мы поняли, что без платформы дистанционного обучения невозможно предоставлять качественное образование такому количеству детей».

 

На российском рынке готовую платформу, которая подходила бы для организации процессов обучения и управления, найти не смогли, а зарубежные аналоги не соответствовали требованиям российского школьного образования. Поэтому к 2015 году в МШСО начали разрабатывать свою платформу IBLS и писать для нее контент. 

 

«Контент 一 одна из важных составляющей нашей платформы, дети могут самостоятельно готовиться к промежуточным и итоговым аттестациям по нему», 一 поясняет Елена Котова. По ее словам, платформа IBLS 一 в своем роде единственная, которая позволяет реализовывать общеобразовательную программу, так как она соответствует ФГОС. Библиотека IBLS содержит более 15000 единиц образовательного контента (видео и текстовые уроки), контрольно-измерительные материалы (тестовые, контрольные и лабораторные работы). 

Скриншоты платформы IBLS

 

Личный кабинет ученика включает календарно-тематические планы по всем предметам, расписание уроков, возможность участия во внеурочной деятельности. На платформе предусмотрены отдельные модули для очных и дистанционных учеников. С 2020 года на IBLS проводят синхронные онлайн-занятия по всем предметам школьной программы, для этого сначала пользовались Zoom, но с 2022 года встроили собственное решение для видеоконференций IBLS Vision.

Три года назад платформу обновили с учетом накопленного опыта, новых требований по безопасности данных и выросшего количества учеников. С 2020 года на ней работают все школы системы IBLS (очные и заочные отделения школ МШСО и «Олимп плюс», Горчаковский лицей МГИМО). 

IBLS продает свой продукт B2B клиентам 一 школам в России и за рубежом, их более 10. Сейчас около 20000 школьников c 1 по 11 класс в год используют IBLS для обучения в очной, заочной, семейной форме и прохождения аттестаций.

Елена Котова не раскрывает цифру расходов на создание и поддержание платформы, однако замечает, что это требует серьезных финансовых затрат, в том числе из-за большого объема одновременно подключенных пользователей. Над IBLS работает IT-подразделение, методический совет и педагогическая команда, служба поддержки учеников и родителей 一 порядка 50 сотрудников.


  «Сократ»: игры и интеграция с партнерскими ресурсами

 

Проект i3 Вадима Полюги тоже разработал собственную платформу для онлайн-обучения 一 «Сократ». Он построен на базе Moodle. Полюга говорит, что если на рынке уже существовала хорошая система, не было смысла создавать решение совсем с нуля, однако Moodle пришлось «переписывать под себя». 

 

Идея i3 заключается в том, что 7000 дидактических единиц школьной программы с 5 по 11 класс интегрированы в серию образовательных «квестов». По мнению основателя, такой подход повышает вовлеченность детей и формирует у них целостную картину мира. 

 

В основе обучения 一 разработанные компанией метапредметные настольные игры (также имеют цифровую копию), в которые школьники играют под наблюдением наставников. Например, для 5-6 классов есть игры «Братья и сёстры» про Древнюю Русь (потребует знаний по истории, географии, математике), «Дорога на Олимп» про античность (история, география, математика, биология), Starchallenge Lite про колонизацию новой планеты (обществознание, биология, математика).

Скриншоты платформы «Сократ»

 

i3 выступает для школьника как навигатор, в обучении миксуется работа на платформе, настольные игры и занятия с наставниками. Для каждой темы, которую ребенок должен освоить, собирается свой набор инструментов. Собственно образовательного контента на «Сократе» нет, для его изучения школьник переходит на партнерские ресурсы (ЯКласс, РЭШ, ИнтернетУрок), i3 покупает у них лицензии. 

В платформу встроены ссылки на другие источники 一 например, на «Игрон» (отечественный симулятор настольных игр, где у i3 есть свой сервер), «ЭлЖур» (журнал с оценками), euclidea.xyz (интерактивный задачник по геометрии). Для коммуникации детей друг с другом используют кроссплатформенную систему обмена сообщениями Discord, которая изначально создавалась для геймеров.

По каждой теме учащийся проходит тестирование из 10-15 вопросов 一 задания могут быть на партнерских ресурсах либо вопросы задает встроенный в платформу ИИ-ассистент. Также ученики пишут обобщающее эссе по пройденному материалу, а ИИ-ассистент показывает, насколько точно они поняли информацию и раскрыли ее. 

Для выполнения школьниками аттестационных заданий i3 тоже сотрудничает с внешними системами 一 с платформами аттестаций школ «Феникс» и «Сотворчество». Полюга объясняет, что это принципиальный момент для объективной оценки знаний учащихся.

В текущем учебном году на «Сократе» 60 активных подписок (дети из четырех семейных школ, которые осваивают программу i3 от и до). За год различные краткосрочные онлайн-интенсивы на платформе проходит около 2000 человек.

Полюга рассказывает, что первоначальные затраты на создание «Сократа» в 2020 году составили 4 млн рублей (Полюга вложил собственные средства). Для расширения платформы уже использовали внешние инвестиции: в 2021 году привлекли 3 млн рублей через Фонд содействия инновациям, в 2024 году 一 столько же через Фонд поддержки академических стартапов «Сколково», позже планируют получить еще 1 млн рублей от частного инвестора. «Платформа 一 это же бесконечный процесс улучшения», 一 убежден основатель. Над «Сократом» работают 4 сотрудника программист, художник, методист и аккаунт-менеджер.


Open Horizons: индивидуальный трек и личностный профиль

 

Сооснователь онлайн-школы «Открытые горизонты» Евгения Дегтярева рассказывает: для запуска проекта им пришлось создать собственную платформу Open Horizons в первую очередь потому, что у имеющихся на рынке LMS не было инструментов для индивидуализации обучения. 

 

Ключевая возможность Open Horizons 一 формирование индивидуального трека ребенка. В него входит предметная карта по каждой дисциплине и личностный профиль школьника. Карту заполняет учитель, там содержится информация о программе и о том, что ученик освоил, что не успел и как идет относительно группы. Личностный профиль заполняют педагоги и психологи, в нем описываются критическое и креативное мышление, навыки коммуникации, умение работать с информацией, анализировать, фокусироваться на заданиях, переключаться между ними. 

 

«По сути это такая визуальная 3D-модель академических знаний и личностных навыков, с которой может работать тьютор, ставить цели, отслеживать прогресс», 一 говорит Евгения Дегтярева. Пока у «Открытых горизонтов» индивидуальный трек ученика (предметные и личностные карты) существует в виде отдельных файлов на Google-диске и в Miro, но в дальнейшем подобный инструмент появится в личном кабинете на платформе.

«Сейчас мы ищем инвестиции на разработку этого продукта, для чего понадобятся минимум 35 000 евро и полгода работы двух программистов, а потом 一 дальнейшее апробирование и корректировки», 一 рассказывает спикер.

Сейчас на платформе Open Horizons уже удалось внедрить индивидуальное расписание, чтобы школьник мог учиться в разных группах по уровню знаний, например, в 3 классе по математике и в 5 классе по английском. Такое решение было возможно только в собственной разработке.

Синхронное обучение проходит в Zoom, встроенном в платформу. В личный кабинет школьника включены домашние задания, чаты с учителями, отметки (в том числе формирующее оценивание), расписание. Кроме индивидуальных занятий по предметам и еженедельных бесед с тьютором расписание учитывает еще и групповые утренние и вечерние встречи с психологами. 

Пока в школе учится 20 детей (2, 3, 5, 6 классы), основатели планируют увеличить их количество до 100 и развиваться как нишевый проект.

Евгения Дегтерева оценивает создание простой платформы, такой, какая в «Открытых горизонтах» сейчас, примерно в 3-6 млн. рублей в год (разработка и поддержание). Сложная обойдется уже в 10-20 млн. рублей. «Стоимость зависит от разных причин, к примеру, разрабатывает IT-компания или программист на фрилансе, 一 объясняет Дегтярева. 一 От требований, которые предъявляются к платформе, 一 просто хранилище данных (журнал с разными вариациями) или синхронное обучение, встроенная внутренняя соцсеть для общения, автоматическая проверка заданий, индивидуальное расписание, возможность подбора курсов и программ искусственным интеллектом вместо 5 кураторов. Чем больше функций, тем дольше длится разработка и дороже обходится. Даже если умножить зарплату одного разработчика около 200 000-300 000 рублей на 12 месяцев, то это дополнительно 2,4-3,6 млн в год. Как правило, в команде может быть 2-5 человек», 一 резюмирует эксперт. 

Фото на обложке: Marvin Meyer, unsplash.com

 

Июнь 2024

 

 

Читайте далее:

Образовательный технолог, тьютор и искусственный интеллект — кто работает в современной школе
Уроки первопроходцев: как внедряли смешанное обучение в школах

Eddesign
Ещё больше полезных материалов!
Кратко о самом важном:
аналитика, кейсы, исследования.
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie To improve the operation of the site and its interaction with users, we use cookies
Понятно Ok