Современная школа устаревает, и с каждым годом становится все дальше от реальной жизни. Большинство практических занятий, которые предлагаются российским ученикам – это имитация реальной деятельности, труд, не приносящий результатов. Бизнес, приходящий в школы с просветительскими целями, зачастую «играет» с детьми в предпринимательство. Тогда как школьники, занявшиеся реальным делом, актуализируют свои знания и навыки, выстраивая себе мостик в настоящую жизнь: с конкуренцией, кооперацией, сотрудничеством, конфликтами.
Зачем школьникам работа?
Работа дает детям незаменимые навыки – ответственность перед заказчиком, умение общаться, принятие ошибок, поиск новых решений. Это дает первые заработанные деньги – то есть включает в настоящую жизнь. Наши герои нашли призвание еще в школе – создавали суперпопулярные приложения, выполняли сложные инженерные заказы и запускали платформу для заработка подростков. Мы расскажем вдохновляющие истории о школьниках, нашедших работу или занявшихся бизнесом, с прикладной точки зрения. Когда реальная занятость становится дополнением учебы: помогает подросткам с профориентацией, поиском своего призвания, наработкой действительно полезных навыков и связей. Когда работа вытесняет школу: дети отказываются от учебы в старших классах, предпочитая свой бизнес.
Цель проекта – создать профориентационный навигатор, чтобы показать школьникам пути реализации себя в настоящей деятельности, а школам – возможность и плюсы интеграции реальной практики в учебный план.
Приключения электроников
Принято считать, что школьники мало способны к высокотехнологичной работе. На деле их продуктивность может быть на уровне взрослых и даже выше. Примером тому является сотрудничество компании Novardis (одна из самых крупных команд консультантов SAP for Retail в Европе) и школьников из физико-математического лицея №30 в Санкт-Петербурге. Пять лет назад в Робототехнический инженерный центр лицея с предложением изготовить макет «умного магазина» для выставки обратились представители Novardis. За работу взялись два школьника под руководством студента (последний отвечал за программирование SAP, лицеисты им тогда не владели).
Евгений Курильщиков, тогда директор центра поддержки Novardis, курировавший проект, говорит, что идея поручить работу школьникам исходила от главы компании: «Он хорошо знал директора лицея и был уверен, что в кружке робототехники – крутые ребята, поэтому надо попробовать сделать проект с ними. Тогда IoT (интернет вещей – система, в которой объекты бизнес-процесса коммуницируют друг с другом, а данные выгружаются в единую сеть) только набирал популярность, и в магазинах напрашивалось его применение».
Задача от Novardis была не из легких. Объекты на макете двигались, и в систему SAP должны были передаваться производственные данные от «магазина»: количество покупателей и продуктов на полках, информация, открыт ли холодильник, не разлились ли напитки, есть ли необходимость открыть еще одну кассу. «Для учеников выполнение этого заказа было аналогом стажировки: компания предоставила куратора, который помогал со сложными вопросами и покупкой деталей», – рассказывает ведущая робототехнического кружка Екатерина Лузина. Мета-целью «стажировки» был анализ рынка: где школьнику можно применять знания по робототехнике и в перспективе работать? В отличие от IT-бизнеса, сфера робототехники не так открыта для практики школьников.
«Мы почти не вылезали из лаборатории, но сделали макет за две недели», – вспоминает Александр Алдошкин, один из разработчиков проекта, на тот момент ученик 9 класса. Он считает, что Novardis обратилась к лицеистам еще и из экономии. Участникам команды заплатили по 15 000 рублей, еще 20 000 ушло на материалы, а взрослая компания могла запросить и 2 млн рублей.
Novardis в итоге была так довольна работой лицеистов, что спустя полгода заказала школьникам еще два подобных макета для своих офисов. В этот же год Александр с товарищем сделали для благотворительной организации домик для пожертвований, который говорил: «Спасибо». И хотя проект из-за внутренних разногласий в организации не утвердили, школьники узнали много нового про инженерное дело.
О школьниках, работающих на взрослом уровне, стал узнавать региональный бизнес. В конце 11 класса команде поступил серьезный заказ – от «Филип Моррис Ижора» это российское представительство Philip Morris International, крупнейшего в мире производителя сигарет и iqos. Компании нужно было разработать постамат для выдачи оборудования (клавиатур, зарядных устройств, ноутбуков). Несколько подрядчиков, к которым обращалась компания, отказались из-за сложности задачи. Но один из сотрудников «Филип Моррис», раньше работавший в Novardis, вспомнил про толковых школьников.
Над постаматом ребята работали полтора года, и у них в итоге получилось. «Этот проект – сложное сочетание инжиниринга и программирования, поэтому никто кроме нас за него не брался. Чистого времени он занял три месяца, но дело замедлилось из-за сдачи ЕГЭ, поступления в ВУЗ и долгих согласований», – говорит Александр Алдошкин. Сейчас ему 20 лет, у него своя компания Veni, которая выполняет инженерные заказы – макеты, интерактивные стенды, оборудование для «умного дома». Также он преподает в робототехническом центре лицея №30 проектную микроэлектронику. «Безусловно, контракт с «Филип Моррис» был очень важен для старта, и я продолжаю с ними сотрудничать по постаматам» – отмечает Александр.
Школьный «Пегас»
В марте 2021 года пять учеников 10-11 классов университетской гимназии МГУ закончили совместный двухлетний проект с компанией Pony Express. Проект инициировала гимназия, для Pony Express он стал первым опытом сотрудничества со школьниками. Компания характеризует формат как бесплатное обучение с элементами практики. Мастер-классы проводили ведущие сотрудники компании, они с нуля обучали школьников языку программирования Python и логистике.
После того, как у старшеклассников появился необходимый объем знаний, они приступили к решению практических кейсов. Нужно было автоматизировать ручной труд тестировщиков, которые проверяли работу основных функций внутренней системы «Пегас». В итоге школьники сделали программных роботов, которые теперь внедрены в ежедневные проверки компании. Роботы в режиме реального времени отслеживают наличие штрафов транспорта автопарка, используя сайт ГИБДД и внутренние системы данных. Также были созданы роботы для трекинга статуса доставки посылки сторонней компанией, роботы-тестировщики для ERP-системы «Пегас» и публичной Web-API компании.
IT-энтузиасты
«В моей школе начали изучать программирование в 9 классе с каких-то основ, на уроках одноклассники переставляли таблички в Excel. А у меня к этому времени уже были свои приложения в App Store» – говорил разработчик Кирилл Аверьянов в программе «Русские норм» в мае 2021.
Сам Кирилл начал программировать в 11 лет, к 8 классу писал приложения для iOS, а также вовсю участвовал в хакатонах, где познакомился с представителями «ВКонтакте». Ему дали тестовое задание — сделать раздел для приложения VK Admin. Аверьянов неделю не спал и пропускал школу, но выполнил задачу.
Так в возрасте 16 лет в 2017 году он стал сотрудником «ВКонтакте», а его разработка вошла в финальную версию приложения. «Компания не смотрела на мой возраст, только на навыки. В 9 классе я зарабатывал примерно 50 000 рублей в месяц. Не возникало вопроса, что мне можно платить меньше, потому что я школьник» – рассказывал он.
За время работы он сделал онлайн-викторину «Клевер», ставшую одним из самых популярных приложений 2018 года, его скачали более 6 млн пользователей. В 2018 году Forbes включил Аверьянова в рейтинг «30 до 30». В 2019 году разработчик ушел из «ВКонтакте», чтобы заниматься собственными проектами. Сейчас он развивает в Силиконовой долине свой стартап Lalabox – мобильное приложение для стриминга во время шоппинга.
Команду разаботчиков «Клевер» возглавлял еще один юный программист«ВКонтакте» – 16-летний Сева Жидков из удмуртского Воткинска. Код он начал писать в 9 лет, в 14 уже выполнял заказы на программирование, например, на создание чат-ботов. Во «ВКонтакте» парень попал в 16 лет в 2017 году, увидев объявление о вакансии старшего backend-разработчика, и после успешного выполнения техзадания получил работу. Он рассказывал, что на тот момент не был сильным специалистом, но его преимуществом по сравнению с более опытными кандидатами была активность и готовность развиваться. «Мой пример показывает, что школьники из российских регионов могут попасть на работу в крутую IT-компанию» – убежден программист. Всем, кто уже в школе пробует себя в качестве разработчика, он советует участвовать в хакатонах, которые открывают доступ и к людям, и к новым знаниям. В 2019 году Сева Жидков уволился из «ВКонтакте», присоединился к Кириллу Аверьянову в качестве сооснователя стартапа Matt.fun, затем ставшего Lalabox, и позже тоже переехал в Лос-Анджелес. К тому времени он, как и Аверьянов, давно бросил школу: окончив 9 классов в Воткинске, в старшие классы он учиться не пошел. В 2020 году Forbes включил программиста в номинанты рейтинга «30 до 30» в категорию «Наука и технологии».