О свободе в образовании в России поговорить почти не с кем. Однако мы нашли человека, который собаку съел в этой теме – автора книг по методикам семейного образования, психолога, основателя проекта «Альтернативное образование в России» Алексея Семёнычева. Мы попросили его написать очерк об Александре Нилле, новаторе и самом радикальном педагоге, который оказал большое влияние на мировую педагогику. В его школе Саммерхилл не было уроков, дети играли больше, чем учились, а сам он не выпускал трубку изо рта, даже когда разговаривал с учениками, и спокойно обсуждал тему секса при каждом удобном случае. Был ли он прав, стараясь минимизировать вмешательство педагогов в жизнь детей, и что мы могли бы взять из опыта Саммерхилл? Это первая статья российского автора о Нилле и демократическом образовании за последние лет 15. Этот очерк не претендует на полноту. Скорее – это разговор о разработке темы, которая упущена, но становится актуальной.
Об авторе:
Демократия – это ведь не процедура, а состояние сознания, способ мышления, способ подхода к явлениям.
А.Н.Тубельский, заслуженный учитель РФ, директор «Школы самоопределения»
Педагог, который оказал на развитие английской и мировой педагогики огромное влияние, и входит в десятку самых известных педагогов Великобритании, Александр Сезерленд Нилл в отечественной педагогике не очень обсуждаем. Из двадцати его книг переведена всего одна – «Воспитание свободой». Задача этого краткого очерка – рассказать о жизни Нилла и его школе, о принципах, которые были заложены в ней и продолжают существовать до сих пор. Напомнить очень кратко о тех ученых, педагогах, философах, которые заложили в западной педагогике принципы свободного или альтернативного образования. И, конечно, рассмотреть, что уже осуществляется или могло бы осуществиться в России в будущем.
Фото: школа Саммерхилл
Писать о Александре Нилле и его школе Саммерхилл сложно. Во-первых, писать о свободе всегда не просто. Каждый понимает ее по-разному: от вседозволенности до демократии. И теорий о свободе вы найдете очень много. В каждую эпоху что-то новое придумывали.
В кругу семей: как работает самый демократичный формат школ в России
Во-вторых, сложно, потому что о свободе в образовании в России часто и поговорить почти не с кем. Если в зарубежной педагогической литературе можно найти довольно много рассуждений о свободе, то в отечественной совсем иначе – огромный пласт европейских и американских интеллектуалов практически стёрт из обсуждения. Но можно почитать на русском языке несколько полезных переводов Роджерса, Грея, Илича и Холта.
Александр Нилл прожил очень длинную жизнь. Он умер в 1973 году на девяностом году жизни, оставив после себя школу, книги и имидж самого радикального педагога, у которого в школе не было уроков, дети играли больше, чем учились, а сам он не выпускал трубку изо рта, даже когда разговаривал с детьми (боже, какой ужас!). Будучи директором школы, он спокойно обсуждал тему секса при каждом удобном случае.
Свою славу Нилл получил очень поздно. Ему было уже больше 70 лет, когда его школу и его самого начали узнавать в мире. Однако в 1972 году он всё ещё писал, что в Англии его знают хуже, чем в Америке.
Фото: школа Саммерхилл
Он прошёл путь от члена Лейбористской партии до противника политики. Говорил, что если выпускник Саммерхилла станет премьер-министром, он будет считать это своей неудачей. А из учителей школы Нилла можно было бы сделать ячейку Коммунистической партии Великобритании, хотя сам Нилл не был партийным.
Родившись в кальвинистской, глубоко верующей семье учителей (его папа был директором школы, а мама учительницей и ещё мамой тринадцати детей, выживут восемь), Нилл стал яростным противником любой религии, считая ее виноватой в формировании большинства комплексов детей в раннем возрасте и причиной девиантного поведения.
Оставаясь полжизни поклонником Фрейда и Вильгельма Райха, после 50-х годов он отказывается от анализа как способа взаимодействия с детьми, считая, что «свобода лечит лучше, чем психоанализ». Была опубликована книга его большой переписки с Вильгельмом Райхом, но в своих воспоминаниях он однозначно напишет, что психология Райха не оказала на Саммерхилл никакого влияния.
В 1937 году (удачное время) он так восхищен успехами советской педагогики, что просит визу, чтобы поехать в СССР. Ему отказывают. В 1950 году ему отказывают в визе в США… из-за его прошлого восхищения Советским Союзом.
Демократическая форма управления школой – то, что сделает школу Саммерхилл известной во всём мире – не идея Нилла.
Принцип демократического управления школой выдвигали разные педагоги, мыслители и практики. В 1912 году Януш Корчак откроет в Варшаве школу, где этот принцип просуществует вплоть до начала войны. В 1921 году Антон Макаренко воплотит его в своей школе-коммуне (вот здесь этот опыт описан подробно).
В Англии первым и самым известным проводником демократии в школе будет психоаналитик Гомер Лейн. В 1912 году он основал школу «Маленькое Содружество», которое было известно своим либеральным подходом к образованию. В школе учились трудные дети и дети из небогатых семей. Бертран Рассел считал Гомера Лейна «лучшим человеком своего поколения». Лейн умер в Париже в 1925 году.
Именно общение с Лейном сделает Александра Нилла сторонником демократического управления школой. Это принцип, по которому дети принимают участие в руководстве школой, создают законы, вводят ограничения, выбирают парламент, суд. Ученики даже могли вводить санкции против самого Нилла и учителей (Януш Корчак, например, в конце года устраивал рейтинги учителей в своей школе, по результатам которого учителя могли и уволить).
В Америке эта идея будет отражена в хорошо известных только по кино выборах Президента школы, что понятно для Америки. В Англии Нилл учредил школьный Парламент. У нас, видимо, должна быть школьная Дума.
В чём был смысл работы педагогов-новаторов, развивавших свободное образование в начале 20 века?
В том, чтобы найти способ, который позволил бы дать хорошее образование детям из бедных семей.
Макаренко и Корчак работали с сиротами и бездомными. Они, а также Монтессори, Вальдорфская педагогика и многие другие (даже наш Лев Толстой ещё в середине 19 века) ориентировались на беднейшие, угнетенные слои общества. Книга Фрейре «Педагогика угнетенных» (1969) будет практически про это.
Они должны были решить проблемы:
- Как найти педагогический механизм, который позволил бы дать хорошее образование с минимальным финансовым вложением (собственно бесплатное образование и восхищало Нилла в СССР).
- Как при этом минимально зависеть от государства, избежать идеологического и религиозного давления.
- Как приводить детей к почти мистической цели – реализации своего внутреннего призвания.
При всей мистичности и неизмеримости такой цели (увидеть можно, измерить нельзя), она вполне сохранит актуальность до 21 века. Для Нилла демократическая система управления школой, где отношения играют роль более важную, чем учебная программа и экипировка школы, станут решением этих проблем.
Путь школы Саммерхилл
Начался он из Теософского общества, где Нилл работал редактором, само собой, теософского журнала «Новая эра». К этому времени он уже успел закончить Эдинбургский университет, стать учителем математики, побывать редактором нескольких журналов, директором и учителем нескольких школ, о чём написал пару книг, и даже какое-то время послужить в армии.
Фото: двор школы Саммерхилл
Именно по линии Теософского общества он отправляется в Германию, в пригород Дрездена, где и участвует как сооснователь в организации Международной школы. Один из предметов, который там изучался активно, была эвритмия – соединение танца, света и музыки, придуманная и созданная на базе философии Рудольфа Штайнера. Но называть школу вальдорфской, пожалуй, не стоит. Сам факт говорит нам, что основатели школы были вполне в курсе новаторских идей в педагогике.
Школа в Германии была основана в 1921 году. Именно этот год официально считается годом основания Саммерхилла. Из Германии школа переезжает в Австрию, а оттуда в Англию в Лайм-Реджирс (в это время в школе всего пять учеников). Там Нилл покупает усадьбу Саммерхилл. В 1927 году школа переезжает в Саффолк, под городок Лейстон в небольшую усадьбу, стоящую на совершенно ровном месте, сохранив, однако, прежнее название Саммерхилл. С тех пор школа там и находится (только на время войны школа переедет, но не закроется, в здании будет госпиталь для военных).
Во время войны школа Нилла переполнена. Не потому, что родители прониклись идеями демократического образования. Они отправляют детей в сельские школы подальше от обстрелов и налетов фашистской авиации. Как только война заканчивается, родители забирают детей и школа пустеет.
В Саммерхилле очень мало учеников. Школа едва сводит концы с концами. Финансовая проблема одна из главных проблем Саммерхилла. Нилл никогда не будет состоятельным человеком. Школа существует на деньги родителей, на пожертвования спонсоров, на гонорары Нилла за лекции, выступления и книги. К 1960 году в школе всего двадцать пять учеников, и денег нет совсем. Но именно этот год станет для Нилла и школы самым важным.
Реформы и новое образование
После войны многим в мире становится понятно, что с довоенным образованием было что-то не так, да и с людьми тоже. Необходимость реформировать образование становится очевидной. Тоталитарный режим рухнул, и в мире необходимо новое общество, основанное на равенстве, уважении к личности человека. Нужно новое образование, которое воспитает другого человека, не способного начать новую войну.
Фото: двор школы Саммерхилл
Но в тоже время начиналась Холодная война. Вот эти разногласия, не сильно устаревшие, и пытается решить послевоенное образование. Сейчас мы бы сказали, что креативность вступила в противоречие с академическим образованием. С одной стороны, необходимы кадры для военно-промышленного комплекса, а с другой стороны, свобода и творчество становятся новым модным трендом, причём как в Западном лагере, покупающем пластинки «The Beatles», так и в лагере Восточном, слушающим Визбора и Высоцкого.
Обе противостоящие стороны приступают к реформированию образования. Но если в СССР попытки Амонашвили, Эльконина, Шаталова и других к 70-м были полностью нейтрализованы, то в Европе и Америке мода на свободу будет активно поддержана (она тоже закончится к концу 70-х, но от неё останутся вполне ощутимые результаты, а вот в СССР результаты 70-х вернутся только в 90-х).
Фото: класс для работы с деревом в школе Саммерхилл
К этому времени Александра Нилла и его школу Саммерхилл хорошо знают в узких кругах неформальных школ. Он выступает, рассказывает о своей очень необычной школе, где дети много играют, участвуют в выборах, где нет классов, дети не ходят на уроки, потому что уроков тоже нет. Он говорит о вреде религиозного воспитания и насильственного обучения, о сексе, о комплексах, которые сами родители создают своим детям. Его слушают, удивляются, поддерживают, не соглашаются.
Читая Нилла, невозможно не заметить, что к теме секса он возвращается очень часто. Это наследие его интереса к Фрейду и Райху останется с ним до конца жизни. Секс в его работах противопоставлен религиозным запретам. Сейчас эта идея Нилла для нас звучала бы несколько иначе: в обсуждении с детьми НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ запретных тем. Даже в наше время эта идея звучит радикально… Как, впрочем, и идея обсуждения политических вопросов с детьми.
Во всём мире тема детства и образования актуальна. В это время издаются книжки, появляется много гуру воспитания детей. Это вызывает большой интерес у издателей книг. В 1946 году выходит мегапопулярная книга Бенджамина Спока «Ребенок и уход за ним». Не вдаваясь в подробности самой книги, замечу, что кроме всего прочего сам автор был «левым», выступал против Вьетнамской войны, Холодной войны и в принципе вёл активную общественную жизнь, его даже судили несколько раз. Когда он умер, президент Джимми Картер назвал его «выдающимся человеком Америки». Педагогика в то время не стояла в стороне от общественного движения, и отделять воспитание и образование от политики считалось очень неверным и вредным. Подобные мысли звучали как «справа», так и «слева».
В СССР с 1958 года в журнале «Пионер» начинает работать молодой журналист Симон Соловейчик, будущий автор «Педагогики для всех». В 1992 году он откроет газету «Первое сентября», которую сейчас возглавляет его сын Артём Соловейчик.
В 1960 году в Америке выходит книга Нилла «Саммерхилл: радикальный подход к воспитанию детей». Это сборник из предыдущих книг Нилла составил и издал Гарольд Харт, который до этого издавал исключительно детские книги.
Показательно получилось с предисловием к книге. Сначала ее хотел написать писатель Генри Миллер, который давно ценил Нилла и был спонсором его школы. Но из-за скандальной эротической прозы Миллера от этой идеи отказались. Антрополог и писательница Маргеред Мид, некоторым образом имевшая отношение в воспитанию детей, отказалась от участия в книге из-за дружбы Нилла и Вильгельма Райха. В итоге в выборе не прогадали: предисловие написал Эрих Фромм. Он писал: «Воспитание тождественно помощи ребенку в реализации его возможностей. Манипуляция противоположна воспитанию, она основана на отсутствии веры в развитие возможностей и на убеждении, что ребенок будет хорошим, только если взрослые вложат в него то, что желательно, и подавят то, что представляется нежелательным».
Книга приносит Александру Ниллу и его школе всемирную славу. В это время ему 77 лет! За следующие десять лет будет продано десять миллионов экземпляров. Появление реальной демократической школы, которая противопоставляет себя авторитарному обучению, делает Нилла и его философию невероятно популярной. По миру начинают открываться школы, работающие по принципу Саммерхилла.
Но Нилл и его идеи не существуют в безвоздушном пространстве. Они гармонично вливаются в идеи других современников. Популярность радикальных педагогических идей обусловлена ростом государственного вмешательства в воспитание и образования.
В 1969 году гуманистический психолог Карл Роджерс пишет книгу «Свобода учиться». Он выступает за самостоятельное обучение, против давления со стороны школы, за образование, где инициатором становится сам ученик, а учитель – это фасилитатор, проводник в обучении.
В том же 1969 году выходит «Педагогика угнетенных» учёного из Бразилии Паулу Фрейре, переизданная много раз и ставшая классикой свободного (альтернативного) образования. Основная мысль автора – ученик не банка, которую нужно наполнить знаниями, а активный участник процесса обучения.
В 1971 году американский философ, педагог Иван Илич пишет книгу «Освобождение от образования», где впервые вводит понятие «анскулинг» – обучение без школы.
Джон Холт, американский педагог, писатель, критик школьной системы и близкий друг Илича, в 1979 году учреждает журнал «Растем без школы» – издание о хоумскулинге (семейном обучении) и анскулинге (образование без школы).
В чём смысл образования с точки зрения Александра Нилла?
Смысл образования в том, чтобы сделать человека счастливым и помочь реализовать его таланты.
Каким образом? – Найти его призвание, смысл его жизни.
Как это сделать? – Убрать социальные и моральные рамки, выставленные государством или моралью, созданной церковью (идеологией государства, враждебного правам личности) и ее запретами. Увлечения ребёнка сделать основой его обучения.
Как это реализовать в школе? – В демократической школе нет институтов, разделяющих учеников: нет классов, нет уроков. Главное – процесс творчества. Каждый может выбрать для себя область интересов и реализовать себя в ней. В школе равные права учеников и учителей. Нет авторитарного управления, нет власти старшего. Есть уважение, право каждого высказаться и быть услышанным. Главное в школе – атмосфера счастья, творчества, уважения, равенства. Эта атмосфера и называется свободой. Её поддерживает и защищает Совет школы и Трибунал (Суд).
Как принимаются решения? – Власть в школе осуществляется путём прямой демократии, через выборы в Совет школы и в Трибунал (Суд). Решения принимаются на общих собраниях, где каждый ученик и учитель может выступить и высказать свою точку зрения. То есть создаются демократические принципы управления и решения конфликтов. Это позволяет сделать человека свободным в рамках школы. А свобода, в свою очередь, двигатель, который приводит человека к счастью, к призванию, к самореализации. А это и есть главная цель образования.
Не будет ли анархии? – Законы, правила устанавливаются всеми учениками и учителями в ходе общего обсуждения, и все обязаны их соблюдать. В случае их несоблюдения есть Трибунал, который принимает решения о наказании. Свобода – это не анархия, а добровольное соблюдение законов, соблюдение общей договорённости. Ваша свобода не должна мешать другим людям.
Фото: Творческая мастерская и музыкальный кабинет школы Саммерхилл
То, что Александр Нилл предлагал и реализовал в школе Саммерхилл, в корне отличается от того, что предлагает массовое образование. Главное его достижение – перенос акцента реформ школы с внешних изменений (новое оборудование, новая программа) на изменения внутренние, изменение духа школы, на «скрытое содержание образования». Нилл определяет важность отношений внутри школы, духа школы, атмосферы. От них зависит, будет ребенок счастлив или нет, будут проблемы в школе или нет, будет ли буллинг, будет ли радость, будут ли конфликты между детьми и учителями. Нилл предлагает решение – школа как модель демократии. Он готовит детей для нового общества и дает им модель поведения для жизни, где есть уважение друг к другу, и есть общество без насилия.
«Скрытое содержание образования» – тема, довольно активно изучаемая в мире, в России, к сожалению, мало изученная. Александр Тубельский, основатель московской «Школы Самоопределения» и самый близкий последователь Александра Нилла в России, хорошо описал смысл этого явления. Он говорил, что есть школы, где некрашеные стены и давно не было ремонта, но дети бегут туда с удовольствием, и такие школы выпускают успешных учеников. В книге «Школа будущего, построенная вместе с детьми» он называет это явление «неуловимость самого очевидного»: речь идет об укладе школьной жизни, стиле ее жизнедеятельности, явных и неявных нормах и правилах.
Александр Нилл:
- изменил систему управления школой, дав больше полномочий в решении внутренних вопросов детям, персоналу, но сохранив за собой некоторые права, хотя и не большие,
- положил в основу учебной программы интересы ребенка, его увлечения и его желания, и как цель образования – удовлетворение этих интересов.
А был ли Нилл прав?
При жизни Александра Нилла его опыт и его школа подвергались критике и часто вполне оправданной. Школа во многом держалась на авторитете и популярности создателя. Сам Нилл был интересным философом, но, например, учителем математики он был весьма посредственным. Обучение в школе действительно часто походило на анархию, уровень знаний был невысок. Школа очевидно не имела высоких рейтингов, назовем это так. Эти проблемы привлекли в Саммерхилл государственных инспекторов, которые неоднократно пытались закрыть её. Проще говоря, проблема противостояния академической успеваемости и свободы осталась нерешенной. Теория Нилла не была универсальной, она не подходила всем детям.
Фото: Axel Kühn, Wikipedia
Решение проблем сначала легли на плечи жены Нилла. После смерти Нилла в 1973 году Эн Вуд возглавила школу.
Эн пришла в Саммерхилл в 1939 году, привела в нее своего сына от первого брака. Она уже была разведана и хотела отправить сына подальше от войны. Бомбежка Лондона разрушила ее фотоателье, и она переехала в Саммерхилл. Нилл предложил ей место повара, потом своего секретаря, а потом она стала его женой. Между ними было 28 лет разницы.
Эн Вуд Нилл будет руководить школой до 1985 года и умрет в 1991 году в возрасте 88 лет. После школу возглавит дочь Эн и Нилла Зоя Редхед (она вышла замуж за соседского фермера и поменяла фамилию). Зоя возглавляет школу по сей день.
К слову, Зоя два года училась в обычной частной школе, и только после ее настоятельных просьб отец и мать вернули ее в Саммерхилл. В условиях несвободы она учиться не смогла.
Эти две замечательные женщины – мать и дочь – возьмут на себя решение проблем, которые им оставил Александр Нилл. Никто из них не обладал харизмой и авторитетом, да и мягким характером основателя школы. А вот финансовые проблемы остались прежние, и проверки инспекторов усилились. И проблемы нужно было решать.
Фото: школа Саммерхилл
При Эн Вуд Нилл и Зои Редхед будут отражены самые серьезные попытки закрыть школу (об этом можно посмотреть знаменитый сериал «Саммерхилл», 2008 г., где обобщены все проблемы в один сюжет). После смерти Нилла следующие 50 лет его система будет модернизироваться, чтобы ученики всё же могли получить кроме свободы ещё и академическую успеваемость. В первую очередь уделяется большое внимание подготовке кадров и современным методам обучения.
Уже Эн поднимает зарплаты учителям (Саммерхилл – не самая дешевая частная школа, в этом смысле заветы Нилла, который мечтал о бесплатном образовании, никак не сбылись). Началось внедрение новых методов обучения, подготовка учеников к поступлению в престижные вузы. Однако, главные принципы Нилла остались прежние: демократическая форма правления сохранилась, игры сохранились, ориентиры на интересы ребёнка сохранились, большое количество «допов» сохранилось (есть даже кузня, где дети ножи делают: всё, как любил Нилл – чем опаснее, тем лучше).
Идеи свободного демократического образования, предложенные школой Саммерхилл, распространились по всему миру.
С 1993 года проходит Международная конференция по демократическому образованию (IDEK). Её проводят каждый раз в разных странах, где существуют демократические школы: Англия, Япония, Новая Зеландия, США, Израиль, Индия, Германия.
С 2008 года – Европейская конференция по демократическому образованию (EUDEK). Многим школам из Европы было сложно добираться до дальних уголков мира, и в Европе придумали свою конференцию.
В Израиле действует Институт демократического образования. В стране много демократических школ, поддерживаемых государством.
В 1968 году в США Даниэл Гринберг открывает первую демократическую школу «Садбери». Сейчас в сеть «Садбери» входит более 60 школ по всему миру. Они не связаны общей организацией, но согласны со всеми ведущими принципами демократического образования: управление через общее собрание, естественное желание ребёнка учиться – главная мотивация в обучении, нет классов, нет оценок.
Демократическое образование, демократические школы – часть большого движения, которое принято в мире называть альтернативным или свободным. Рядом стоят Монтессори-педагогика, Вальдорфская педагогика, Реджио-школы и сады, семейное образование, разные частные и не очень школы с индивидуальным подходом к обучению. Именно эти направления принимаются как альтернативные авторитарному образованию, как школы, где переходят от вертикальной структуры обучения к горизонтальной (в России это скорее диагональная структура: на практике альтернативные школы постоянно лавируют между авторитаризмом и демократией).
Ставшая банальностью фраза «Школа – зеркало общества» в демократических школах вовсе не банальна. Они как раз опираются на обратный постулат: «Школа формирует то общество, которое будет в будущем». Ребенок, получивший опыт счастливой жизни, опыт реализации своей мечты, опыт бесконфликтного решения проблем, не захочет строить мир, где будут жить как-то иначе.
Что мы могли бы взять из школы Нилла?
Можно построить самую современную школу, оснащенную самыми современными компьютерами. Можно сделать в школе самый современный дизайн с общим и индивидуальным пространством, прекрасной столовой и спортзалом, даже с чудесной художественной мастерской и учебной кухней. Но будет ли в этой школе уютно, если ребёнок не будет в ней счастлив, если он будет считать ее чужой? Будут ли хорошие оценки важны, если даваться они будут болью и насилием? Будет ли образование правильным, если ребёнок ушёл из школы, поняв математику, но не поняв себя?
Фото: школа Саммерхилл
Механизм демократического самоуправления – эффективный способ сделать ученика причастным ко всему, что происходит в школе. Это способ сделать школу родной и понятной ему. И тогда уже не важно, какого года стоят компьютеры в школе, не важно, что на покраску потолка не хватает денег. Не деньги становятся важными! А отношения, эмоции, с которыми приходит человек учиться или учить, если он преподаватель. Ученик может участвовать в честных выборах, в управлении школы, в Совете школы, стать Президентом школы. Обиженный всегда может найти защиту, сильный защитить слабого, и слабый защитить сильного. И эти очень простые механизмы доступны в любой школе и не требуют финансовых расходов. Но они способны превратить до сих пор ненавистную школу в место, где ребенка понимают, любят и ценят. А там уже совсем близко и понимание себя, своего призвания. Появляется внезапное желание учиться и развиваться.
Человек покинет стены школы с представлением о том, что такое права человека и честные выборы не из учебника обществознания, а про умение договариваться узнает не из русских народных сказок, а о призвании не из книг о личностном росте. Он узнает всё на своём опыте. Возможно, тогда не мир будет менять школу, а школа изменит мир.
Август 2023
Читайте далее: