Детские площадки без правил: обзор кейсов из Южной Кореи

 

Три кейса южнокорейских детских площадок, где во главе угла 一 свобода, творчество и права ребенка. Эти пространства построены так, чтобы детская игра не была запрограммирована взрослыми. На площадках практически нет очевидных для взаимодействия объектов и продуманных маршрутов. И даже там, где формально правила есть, они оставляют простор для творчества, потому что допускают множество вариантов действий.

Еще эти кейсы объединяет очевидная связь с историей и культурой: площадка в городе Чонджу построена на месте открытого бассейна и повторяет его форму, Dorr Kids Playground в Намъянджу отсылает к изобретению корейского инженера 18 века, а пространство на крыше в Сеуле сделано по любимой игре корейцев.


Детская площадка на месте городского бассейна

 

Попасть на детскую площадку в парке города Чонджу можно через здание с двускатным деревянным каркасом. Авторы проекта хотели, чтобы это была не просто входная группа, а продолжение игровой площадки. По винтовой лестнице дети могут подняться на второй этаж и спуститься на игровую площадку по специальному мостику. Архитекторы планировали сделать спуск-горку, но она не прошла сертификацию безопасности. Горку пришлось перенести в другое место площадки.

 

Входная группа и игровая площадка, фото: Gyeong Roh

 

При проектировании игровой площадки главный архитектор проекта Ким Хон и STUDIO101 делали ставку не на оборудование, а на разнообразие ландшафта, которое может мотивировать детей на игру:

 

«Когда вы говорите о детской площадке, первое, о чем вы думаете, 一 это школьная площадка или площадка жилого комплекса. Дети, привыкшие к типичному наполнению, играют и мыслят по заданному шаблону. На нашей площадке нет таких удобств. Это парк, это природа, это холмы, лужи и деревья. Дети должны найти или придумать свою собственную игру».

 

Фото: STUDIO101

 

Раньше в парке находился открытый бассейн, но в 2001 году его закрыли. Ким Хон хотел сохранить память о месте, с которым многих жителей города связывают теплые воспоминания. Открытая игровая площадка вписана в границы уже несуществующего бассейна, здесь предусмотрено множество вариантов взаимодействия с водой: ручей, искусственные лужи, небольшой фонтан. Ландшафт усложнен травянистыми холмами, закругленными каменными бордюрами, островками и мостиками из деревянных блоков.

 

Фото: Gyeong Roh

 

Авторы проекта хотели привлечь в парк не только маленьких детей, но и подростков. Для них выделили место в лесной части: в ходе сессий соучаствующего проектирования подростки вместе с архитекторами обустроили себе небольшие домики-беседки, места для общения и занятий спортом.


Детская площадка, вдохновленная старинной крепостью

 

Dorr Kids Playground в Намъянджу – это трехэтажная крытая детская площадка общей площадью 1004 кв.м. Она была построена в память о философе и инженере Чон Як Ёне, который в конце 18 века спроектировал крепость Хвасон и изобрел подъемник для тяжелых камней, из которых сложены стены этой крепости.

 

Фото: Ju Yeon Lee

 

Площадку внутри здания проектировали по мотивам крепостных стен Хвасона: туннели и разноуровневые дорожки, которые проходят через стены и ведут в разные пространства, небольшие лестницы и амфитеатры, закругленные пространства и окна. В архитектурном бюро Maumstudio верят, что такая планировка дает детям возможность выбирать разные игровые маршруты и наполнять их своим смыслом. Цель игрового пространства 一 мотивировать детей создавать собственные игры. На площадке есть только один игровой предмет 一 это тот самый механизм, который Чон Як Ён придумал для поднятия тяжелых камней. Но взрослые не объясняют, как он устроен. Дети должны узнать это сами, экспериментируя с веревочными рычагами и блоками.

Внутри «крепостной стены» есть круглая горка, скатываться с которой, в отличие от обычных горок, можно в любом месте. Горка не очень крутая, что позволяет детям использовать ее не по правилам: не только катиться вниз, но и забираться наверх.

 

Фото: Ju Yeon Lee

 

Основной цвет пространства 一 белый с небольшими вкраплениями светлого дерева. Такой цвет выбран, чтобы не привлекать внимание детей к каким-то конкретным объектам или не провоцировать на шаблонные действия. Пустое цветовое пространство служит фоном и сценой, на которой главными героями становятся дети. Только нижний этаж площадки выполнен в ярко-зеленом цвете, чтобы разделить зоны для игры и отдыха.

Фото: Ju Yeon Lee


Площадка как игровой автомат, в который можно не играть

 

Seoul Urban Pinball Machine 一 это квинтэссенция игры и вместе с тем возможность не играть по правилам. Эта площадка сделана как огромный автомат для игры в пинбол, но ее можно использовать и как общественное пространство, где элементы пинбола становятся скамейками, лежаками и трамплинами.

 

Фото: Doyeon Gwon

 

Площадка разместилась на крышке Сеульского Зала архитектуры и урбанизма (Seoul Hall of Urbanism&Architecture) и служит примером тому, как можно использовать обычно пустующие пространства. Студия Heech построила уличный автомат для игры в пинбол размером 10х20 м из переработанных материалов, которые обычно используются в городском строительстве: конструкционные балки из старой древесины, которые долго хранились на складе, использовались в качестве опоры для вывесок и мебели. В качестве отделочного материала для мебели и объектов взяли биопластик с добавлением утиного яичного желтка, который выбрасывается фармацевтическими компаниями, и экологически чистые плиты МДФ, которые не выделяют вредных веществ, но устойчивы к гниению.

 

Фото: Doyeon Gwon

 

Поле для игры в пинбол сделано с уклоном: дети запускают мячи в верхнюю часть площадки, скатываясь, мяч собирает очки, сталкиваясь с объектами, изображающими символические места и здания Сеула. У пинбола есть четкие правила, но из-за размеров мяча, объектов и самого поля дети могут менять их и использовать пинбольную площадку для других игр или отдыха.

 

Фото: Doyeon Gwon

 

Seoul Urban Pinball Machine 一 экспериментальный проект по исследованию новых форматов игровых площадок и возможности использовать крыши зданий в историческом центре Сеула. Все объекты были разработаны таким образом, чтобы их можно было легко собрать и демонтировать. Главная задача студии Heech 一 протестировать новый вариант городской игровой площадки и разработать типовой проект, который можно будет использовать по всему миру.

 

 

Март 2023

 

 

 

Читайте далее:

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie To improve the operation of the site and its interaction with users, we use cookies
Понятно Ok