Учеба как событие: как искусство может менять школьную среду

С развитием дистанционного и гибридного образования поход в школу становится не необходимостью, а выбором. Такое посещение можно сделать событием – ярким и впечатляющим, которое бы эффективно дополняло педагогические технологии. Мы поговорили с архитекторами, художниками, создателями экспозиционного дизайна и сотрудниками музеев о том, какие новые форматы можно найти для образовательного содержания, и как удерживать внимание учащихся без дидактики.


Свобода передвижения: каким может быть подход к образовательной навигации 

 

Индивидуальный и непредсказуемый маршрут 

 

Учащихся в школе, как правило, проводят по проторенному маршруту, а в музее они могут пойти в любом направлении, и многие открытия сделать сами. Такая перспектива — и преимущество, и вызов. Для Политехнического музея он означает следование за интересами юных посетителей и развитие безопасной среды для самостоятельного исследования.
Константин Фурсов, Заместитель генерального директора Политехнического музея по науке и образованию
Константин Фурсов

 

Первая задача — заинтересовать. Вторая — помочь разобраться, не предлагая готового решения. В рамках выставок мы устраиваем для школьников перформативные экскурсии, квесты-исследования, встречи с учеными, к которым можно напрямую обратиться с вопросами. 


Аналоговый мир: методы работы с детскими артефактами 

 

Школа как капсула времени

 

Школа – хранитель детских артефактов. Они составляют историю школы: находки во время экспедиций, личные вещи учащихся, рисунки, фото – свидетельства того, чем живут школьники сегодня. Внимательно относясь к тому, что делают дети, школа формирует созидательное отношение к миру, дает лучшее понимание музеев в целом и того, как сохраняется материальная культура. Школьный музей может быть некоей капсулой времени, которую ученики посылают следующим поколениям. Это важный мотивационный элемент школы будущего.
Юрий Аввакумов, Архитектор, куратор выставок, создатель экспозиционного дизайна
Юрий Аввакумов

 

Уделять внимание стоит именно аналоговым предметам – только они выживают, а цифровые существуют ограниченное количество времени. Я вижу, что современные музеи становятся заложниками техники, которая быстро устаревает.


Партисипативность в действии  

 

Иногда сначала появляется коллекция, а уже на ее основе – музей, так получилось и с Дарвиновским музеем. У детей сильна тяга к коллекционированию, они будут рады рассказать о своих коллекциях. Идея школьного музея сработает, если ученики в нем – не статичные зрители, а активно участвуют в работе: сами выступают собирателями экспонатов, оформляют выставки, водят экскурсии, делают исследовательские проекты на основе собранного.
Наталья Носова, Специалист по работе со школами Дарвиновского музея
Наталья Носова

Центр достижений: приемы экспонирования в школе

 

Школа как микро ВДНХ

 

Школа в идеальной трактовке – выставочный центр достижений тех, кто туда входит, и это хорошо используется в лучших педагогических концепциях. В прогрессивных школах, даже без художественной составляющей, достижения школьников интегрированы в пространство: например, галерея есть у Ефима Лазаревича Рачевского в школе № 548 «Царицыно». Этим даже можно измерять уровень демократизма в школе – кто и какое пространство может осваивать для демонстрации своих проектов.
Наталья Логутова, Заместитель руководителя Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ
Наталья Логутова

 

Эффективно делать из выставочных пространств образовательную вертикаль, где каждое помещение – педагогическая ступень. Градация таких пространств очень важна. В Школе дизайна НИУ ВШЭ существует три формата выставок студентов. Есть стихийное пространство, когда в коридорах проходят самостийные просмотры. И для этого в здании после ремонта все стены оставлены под «белый куб» (без чистовой отделки).

 

Следующий – уже более серьезный уровень, выставки в честь каких-то событий в определенном помещении, для них работы отбирают кураторы. И самым престижным является третий уровень – попадание работ в Галерею современного искусства Школы дизайна (HSE ART Gallery), это место с четкой кураторской политикой. Галерея продюсирует также участие студентов во внешних выставках и аукционах. Так учащиеся проходят через все классические педагогические ступени (они видят каждую ступень, к чему стремиться и результаты), которые включают в себя полноценный цикл современного художника вплоть до выхода на рынок. Если у школ нет своих выставочных площадей, то можно говорить о сетевых партнерствах, выстраивать отношения с внешними площадками, кураторами.

Фото: галерея современного искусства Школы дизайна (HSE ART Gallery)

 


Возможность интерпретировать пространство

 

Школьная инсталляция должна поменять представление учеников о пространстве вокруг и о их месте в нем. Когда мы инициируем создание инсталляции в школе, то как бы говорим ребятам: создайте свой мир внутри нашего общего, придумайте правила, по которым он живет, а мы примем их и будем удивляться вместе. Мы не регламентируем место, где объекты могут быть установлены, главное требование – безопасность и проходимость.
Тата Казнина, Куратор программы “Мастерские +” в школе «Алгоритм» и продюсер образовательного курса Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow
Тата Казнина

Аналог запасника МОМА в Нью-Йорке

 

Выставки можно проводить в коридорах и рекреациях, экспозиции менять каждые несколько месяцев, и концепции могут быть самыми удивительными, это уже задача куратора. А само экспозиционное пространство представляет собой открытое хранение с полками. 

 

В 1990 году я оказался в запаснике Музея современного искусства в Нью-Йорке, это была небольшая комната со стеллажами, где хранились, кроме прочего, горнолыжный шлем, выпущенный в единственном экземпляре, и детская соска, которых производили миллионами. Оказывается, общего у этих предметов было то, что их объединяло касание человеческой руки. Из запасника можно было выйти в зал, где экспонаты уже были выставлены под специальным светом и с описаниями, почему именно они были отобраны. И меня потряс этот контраст между почти домашним способом хранения и стерильным способом презентации в зале.
Юрий Аввакумов, Архитектор, куратор выставок, создатель экспозиционного дизайна
Юрий Аввакумов

Музей под открытым небом

 

Крупные арт-объекты могут стать частью школьного двора. Есть прекрасные примеры, когда стены, заборы и даже асфальт становились арт-объектами и меняли пространство школы.
Алексей Мисютин, Основатель школы «Алгоритм» (школа выступала куратором детских мастерских на ярмарке современного искусства Cosmoscow в 2022 году)
Алексей Мисютин

Срежиссировать среду: способы организации пространства 

 

Пространство под совместным управлением 

 

Управление пространством позволяет чувствовать его своим и более бережно к нему относиться. Но это требует готовности администрации школы доверять школьникам. Для этого, во-первых, важно, чтобы с самого начала всеми участниками понимались границы возможного и невозможного, а во-вторых, хотя на самом деле, в-главных, все стороны должны сойтись на том, что ценно для них в этом пространстве, чтобы случайно не сделать его неприятным друг для друга. 

 

Школа является местом, где проводят полжизни не только дети, но и взрослые, поэтому здорово, если у них получается управлять им вместе. А искусство – хороший способ для рефлексии, которым нужно пользоваться, если есть тот, кто это умеет. В школе должен быть компетентный специалист, который будет руководить процессом и объяснит, чем развешанные по стенам фотографии отличаются от выставки.
Наталья Гомберг, Руководитель молодежных программ ГМИИ им. А.С. Пушкина
Наталья Гомберг

Работа с технологиями 

 

Магия света

 

Свет – очень театральная вещь, и для обучения он тоже работает. Если регулировать освещение в классах, школьники будут чувствовать себя более собранными или, наоборот, расслабленными. А читать сказки Пушкина можно и вовсе в полумраке.
Юлия Наполова, Руководитель бюро PS Culture
Юлия Наполова

 

В зависимости от темы урока, например, биологии, на стены с помощью проектора можно транслировать различные изображения, что позволит ученикам оказаться в лесу или крупно рассмотреть жилкование листа. Такие легко трансформируемые эффекты не будут отвлекать внимание в аудиториях после занятий в отличие от того, если бы стены были просто разрисованы.
Наталья Носова, Специалист по работе со школами Дарвиновского музея
Наталья Носова

 

Фото: «Познай себя — познай мир» — интерактивный образовательный центр Дарвиновского музея


Задействовать органы чувств

 

Детские музеи в Америке работают с запахами, а обоняние является важной формой познания. Существуют диспенсеры, которые разбрызгивают определенные ароматы, безвредные для экспонатов. Но и в школе на уроках можно учить детей, как разбираться в запахах, вкусах и цветах. Развитие такого образования – пока неисследованная область.
Юрий Аввакумов, Архитектор, куратор выставок, создатель экспозиционного дизайна
Юрий Аввакумов

 

В обучении важно применять комплексно мультимедиатехнологии с традиционными методиками, воздействовать на все органы чувств – слух, обоняние, зрение, осязание. На наших интерактивных экспозициях в музее сочетаются экраны и объекты природы, причем экспонаты обычно нельзя трогать руками, а тут, наоборот, нужно. Дети могут на них послушать сердцебиение колибри и слона, собрать клетку из органелл, пощупать меховые этикетки со шкурами животных, понюхать цветочные аромамасла.
Наталья Носова, Специалист по работе со школами Дарвиновского музея
Наталья Носова

Цифровой музей

 

Современные мультимедийные решения, которые используются в музеях, показали эффективность применения технологий виртуальной и дополненной реальности в просветительских целях. Образовательный процесс станет интереснее, если привнести в него квесты и геймификацию. Эффективным решением могут служить интерактивные столы с экранами, способными распознавать маркеры (QR-коды). С их помощью можно комбинировать различные варианты взаимодействия, игровые и научно-познавательные сценарии, чтобы разнообразить уроки. Например, по естественным наукам предложить смоделировать движение планет вокруг солнца или собрать из множества частичек скелет человека. Возможности, которые предоставляют мультимедийные технологии для обучения, ограничены только имеющимися бюджетами и фантазией.
Борис Кислицин, Креативный продюсер бюро музейного проектирования Pitch
Борис Кислицин

Фото: Музей железных дорог и Музей криптографии, бюро Pitch


Коммуникация, игра: обучение через творчество 

 

Создавать собственные объекты 

 

Ученикам стоит не рисовать «псевдоклассику» с тряпочкой и кувшином, а лучше, например, создавать объекты народного искусства – раскрашивать тарелки, вырезать лошадок. Можно ездить с учениками на производство той же гжели, но не чтобы копировать, а изучать технику. Кроме того, у детей хорошо получается лепка, керамика и скульптура, в том числе из промышленных материалов вроде монтажной пены, что успешно делают школьники у Михаила Лабазова в студии «ДЭЗ-5». Чтобы заниматься творчеством под таким углом, нужен грамотный преподаватель и продуманная программа.
Александр Джикия, Художник и руководитель направления «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ
Александр Джикия

Работать с сообществом 

 

Школа не должна замыкаться на самой себе, ученикам нужно собственное открытие мира. И для работы над выставками школы могут сотрудничать с местными сообществами, как делают маленькие региональные музеи. Если в районе жили гончары и сохранилось производство, то и экспозицию можно превратить в исследование гончарных изделий.
Юрий Аввакумов, Архитектор, куратор выставок, создатель экспозиционного дизайна
Юрий Аввакумов

Сменить оптику 

 

Методики индустрии впечатлений способны расширить кругозор педагогов. В музеях существуют параллельные программы для детей и взрослых, возможность изучать контент по-разному. Кроме того, музеи используют технологии для людей с ограниченными возможностями зрения и передвижения, чтобы те могли осязать экспозицию. Изучение таких практик помогает понять, как еще можно смотреть на контент, как его по-другому «упаковывать», в том числе с привлечением к проектной деятельности учеников.
Наталья Логутова, Заместитель руководителя Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ
Наталья Логутова

Вопрос как стартовая точка 

 

В музее прежде чем ответить посетителю, что такое «Античность», мы должны убедиться, что у него есть этот вопрос. И если вопроса нет, то наша задача помочь его поставить. Почему так много фильмов про древнегреческих героев? Откуда взялось стремление к идеальному телу? Внутри каждого школьного предмета могут быть спрятаны вопросы, которые связаны с актуальной жизнью. Например, как информатика поможет сделать среду школы удобнее, а Мировая художественная культура и ИЗО – уютнее? Мы так работаем с детьми в ГМИИ: что в коллекции помогает нам поговорить на важные темы; как с помощью музея можно попробовать разные профессии; что нужно узнать, чтобы сделать классную игру, которая привлечет внимание к любимому экспонату. Все это не теоретические вопросы, которые апеллируют к общей познавательной потребности, а довольно конкретные вещи.
Наталья Гомберг, Руководитель молодежных программ ГМИИ им. А.С. Пушкина
Наталья Гомберг

Рассказывать истории 

 

Сторителлинг для музеев – вопрос простоты и понятности экспозиций для среднестатистического обывателя. Зарубежные музеи давно нацелены на массовизацию культуры, чтобы сделать ее доступной не только для высоколобых профессионалов. У хорошего учителя все – сторителлинг, у него всегда есть сценарий, он понимает, для какой аудитории выступает, а не бубнит по методичке.
Наталья Логутова, Заместитель руководителя Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ
Наталья Логутова

 

 

Март 2023

 

 

 

Читайте далее:

Знания не главное: зачем ходить в школу в современном мире
Игорь Апарин, бюро Kontora: как устроена архитектура музея

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie To improve the operation of the site and its interaction with users, we use cookies
Понятно Ok