Школьная игровая среда: почему она важна и как её правильно организовать?

Когда-то считалось, что игра — это для детских садов, но сегодня педагоги и психологи сходятся в том, что играть нужно и в школе. Почему это так важно для развития ребенка? Как игры помогают «прокачивать» разные навыки и компенсируют урон от засилья гаджетов? Чем опасна псевдоигра? Наконец, как правильно организовать игровое пространство в школе? Эти и другие вопросы обсудили эксперты по игровой среде.


Эксперты и участники дискуссии

 

Татьяна Ле-Ван, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ, 

Николай Панкратов, сооснователь сети Rybakov Playschool,

Сергей Плахотников, педагог, психолог, сооснователь и генеральный директор компании «Бабашки»,

Мария Помелова, архитектор, соосновательница бюро «Чехарда», 

Белла Филатова, архитектор, соучредительница бюро «Дружба», 

Елена Аралова, генеральный директор ED Architecture, 

В тексте используются цитаты спикеров «Первой всероссийской конференции по развитию игровой среды», которая прошла 10 сентября 2024 года в Москве 


Зачем нужна игра в современном образовании? 

 

До сравнительно недавнего времени роль игры в образовательных учреждениях недооценивалась. В детских садах она была «легальна» поскольку в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Но стоило ребенку перейти из детского сада в школу, как игру низводили до «отдыха» в перерывах между «настоящим», академическим обучением. А между тем игра — самостоятельный и незаменимый инструмент образования. 

 

Свободная игра и вообще игра сейчас считается инструментом не только развития, но и образования. Раньше полагали, что в образовании ей не место: надо только учиться читать, писать, усваивать знания. Сейчас же есть понимание, что не менее важно научить ребенка социальному взаимодействию, общению, умению адаптироваться в новых условиях, развивать в нем фантазию и созидательность — а для этого незаменима именно игра. Кроме того, игра, особенно в младшей школе, — по-прежнему важнейший способ разгрузки детей от их занятий, способ переключения деятельности и расслабления
Мария Помелова, архитектор, соосновательница бюро «Чехарда»
Мария Помелова

 

Игра — настоящая школа жизни. Через игру развиваются все возможные навыки. Доказательство — то, что в мире животных игра точно так же распространена и среди детей, и среди взрослых, как и в мире людей. И если мы в образовательном процессе не уделяем достаточного внимания игре, а занимаемся только обучением в чистом виде, мы лишаем детей ключевого инструмента для развития коммуникации, инициативности, социальных навыков, познания, взаимообогащения
Белла Филатова, архитектор, соучредительница бюро «Дружба»
Белла Филатова

 

Первый аспект — игра помогает педагогу оживить мертвые дидактические формы, сделать их неопределенными и дать ребенку возможность действовать вариативно. Второй — социальный: игра позволяет организовать взаимодействие между детьми. И есть третий аспект, который носит социокультурный характер. Сегодня игра плотно вошла в нашу жизнь: практически весь маркетинг, который нас окружает тесным кольцом, построен на игре. И умение различать, где жизнь, а где игра, что условно, а что безусловно, возникает только в процессе осуществления обоих видов деятельности
Сергей Плахотников, педагог, психолог, сооснователь и генеральный директор компании «Бабашки»
Сергей Плахотников

 

Фото Сергея Плахотникова

 

В подростковом возрасте цели игры меняются: теперь она помогает снять привычные маски и выйти из знакомых социальных ролей, нащупать у себя какие-то новые способности и пути развития. В возрастном периоде, когда человек определяет свою роль в мире, это особенно важно. 

Игра важна как процесс признания, социальной адаптации, подтверждения своей личности и своего положения в обществе, добавляет Белла Филатова: через социальные игры эти вопросы решаются гораздо легче. И, наконец, игра развивает фантазию, тренирует и раскрепощает творческое мышление, учит думать инновационно и быстро принимать решения в условиях неопределённости. 

«Хотя с ростом человека игра постепенно вытесняется другими видами деятельности, она остаётся важной, — уверена Белла Филатова. — Исчезни она из нашего поля — мы потеряем значительную часть адаптационных механизмов. Мы в бюро "Дружба" активно распространяем идею о том, что взрослые тоже должны играть — и создаем пространства, которые предназначены не просто для игры детей, а для совместных игр детей и взрослых». 


Как отличить игру от псевдоигры? 

 

Педагогическим сообществом сейчас признано развивающее влияние игры в школе. Однако, только игра «легализовалась» в образовании, как появились ее подменыши. Специалисты различают игру и «псевдоигру». Последней считается навязывание детям внешних целей и готовых сценариев игровой деятельности. Часто это происходит при использовании игры для обучения. В результате из игры исчезают спонтанность, неопределенность и творческая составляющая. 

 

Я до сих пор часто под дверью классов слышу такую фразу: «Так, ребята, сейчас давайте поиграем». Но уверен ли педагог, что после этих слов игра действительно начнется? Нет, конечно. Это никакая не игра, это профанация; это то, что убивает игру
Сергей Плахотников, педагог, психолог, сооснователь и генеральный директор компании «Бабашки»
Сергей Плахотников

 

Сотрудницы лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анна Якшина и Татьяна Ле-ван провели исследование, посвященное игре и псевдоигре. Оно показало, что далеко не все педагоги различают игру и псевдоигру; более того, многие из них именно псевдоигру считают более высоким уровнем развития игры и подчеркивают ее развивающую ценность, а настоящую игру воспринимают как «баловство». 

Между тем, по словам Татьяны Ле-ван, различить игру и псевдоигру несложно, существуют чёткие признаки и критерии. 

 

У настоящей, спонтанной игры есть три критерия. Первый — воображаемая ситуация, когда ребенок представляет себя в другой реальности. Второй — субъектность: когда играющий, с одной стороны, живет и действует в воображаемом мире, а с другой — сам же и управляет игрой, контролирует ситуацию, устанавливает правила. Третий критерий — переживание: когда ребенок посредством игры проживает, пропускает через себя впечатления, которые оставляют след в его сознании и опыте
Татьяна Ле-Ван, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ
Татьяна Ле-Ван

 

У псевдоигры также есть узнаваемые признаки. Первый — директивность: к примеру, когда педагог раздаёт детям  роли сценария, и они воплощают не ими созданную идею. В такой «игре« нет места детскому замыслу, нет возможности для ребенка внести свой смысл в происходящее. «Конечно, не любое вмешательство взрослого превращает игру в псевдоигру, — поясняет Татьяна. — Например, если я вижу, что игра начинает угасать, я могу подкинуть какую-то проблемную ситуацию, которую дети могут подхватить — а могут и не подхватить. Таким образом я модерирую игру, но при этом встраиваюсь в ту ситуацию, которую придумали дети, а не вмешиваюсь в неё своим замыслом, разрушая при этом замысел ребенка». 

Второй признак псевдоигры — наличие привнесенных взрослым внешних целей, будь то обучение, повторение учебного материала, диагностика или коррекция поведения ребенка. Игра от этого разрушается. 

«Это не значит, что, скажем, на уроках нельзя использовать игровые приёмы, — говорит Татьяна Ле-ван. — Можно! Это промежуточная форма между игровым дошкольным детством, где спонтанная игра была основной формой игры, и "настоящей" учебной деятельностью, которая в школе становится ведущей. Псевдоигра — это другое: когда в спонтанную игру приносят дидактические задачи». 


Как меняется подход к игровой среде?

 

По словам Татьяны Ле-ван, важно помнить, что игровая среда — понятие комплексное. Оно включает и пространственный компонент, и временной, и, конечно, деятельность самого педагога. Если не учитывать хотя бы один из компонентов, то остальные два окажутся перечеркнуты. Но в этом тексте мы будем говорить в первую очередь об игровом пространстве. 

Наши эксперты отмечают, что сегодня к проектированию игрового пространства стали относиться глубоко и вдумчиво. «Раньше я часто наблюдала желание просто навести внешний лоск, — рассказывает Белла Филатова. — Просто сделать так, чтобы пространства для игр перестали быть серыми, кондовыми, тяжеловесными, скучными. Любое качественное оборудование уже воспринималось как современная, качественная образовательная среда. Но зачастую эта реновация затрагивала только эстетический, аспект вместо того, чтобы делать пространство третьим учебником». 

Чтобы создавать пространства, которые будут стимулировать игру и способствовать развитию ребенка, архитекторы, проектирующие игровые пространства, сегодня начинают работать совместно с педагогами и психологами. Один из ярких примеров такого сотрудничества — проектирование с опорой на нейродинамический подход. 


Нейродинамический подход: как сделать так, чтобы игровая среда «прокачивала» все системы мозга 

 

Специалисты утверждают: ключевые условия для становления детского мозга — спонтанные движения и коммуникация. И если раньше то и другое естественным путем развивались именно через игру — как правило, в подвижных играх на воздухе — то сегодня естественных условий для такого развития становится все меньше. 

«Современные дети с самого раннего возраста подгружены множеством занятий, и большую часть времени у них занимает сидение в экранах, — объясняет Белла Филатова. — Эта концентрация на гаджетах приводит к недостатку свободного спонтанного движения и коммуникации, потому что большую часть дня современный ребенок либо учится, либо коммуницирует, но через экран компьютера. Это дает множество перекосов в нервной системе». 

Наполнение игрового пространства может стимулировать развитие каждой из систем мозга, прокачивая вестибулярную, тактильную, слуховую, зрительную, проприоцептивную системы. 

Детская площадка «Суперорганизмы» в ЖК West Garden (девелоперская компания Sminex). Фото: Анна Герасимова и бюро «Дружба»

 

Становление, например, вестибулярной системы напрямую связано с взрослением мозга: вестибулярные дисфункции могут приводить к отставанию не только в физическом, но и в когнитивном развитии. Поэтому оборудование игрового пространства должно способствовать полноценной тренировке вестибулярки: позволять вращать ребенка в разные стороны, а не в одну, разными способами его колебать, давать разные способы ощущения полета. Карусели, горки со спиральным скатом и множеством поворотов, качели разных видов, батуты, тарзанки — все это тренирует вестибулярную систему. 

Тактильная система прокачивается с помощью сенсорных стимуляторов, песка, воды, скульптор-панелей, разнообразных роликовых горок. Проприоцептивная система, отвечающая за ощущение собственного тела, — с помощью тоннелей и узких отверстий, через которые нужно протискиваться. 

По словам Беллы Филатовой, все эти системы лучше всего можно развивать в школьных дворах, значение которых до сих пор очень недооценено. Обычно ребенок несколько часов находится на учебе, а потом идет домой, где сразу попадает в гаджеты. Школьный двор, где ребенок оказывается как бы в промежутке между учебой и гаджетами и где он может прокачивать и навыки движения, и коммуникативные навыки (потому что во дворе всегда есть другие дети), — оптимальное решение. 

Двор Павловской гимназии. Фото: фотослужба Павловской гимназии


Как проектировать пространства для детей? Наблюдайте за ними! 

 

Елена Аралова подчеркивает, что при проектировании пространств для детей важно не навязывать собственное видение, а исходить из потребностей самих детей. А для этого — внимательно наблюдать за ними, отмечать, какие типы активностей и социальных отношений преобладают в каждой возрастной группе, и предлагать конкретные решения для этих типов активностей. 

 

Один из главных наших инструментов — ходить по уже построенным нами школам и смотреть, что хорошо, а что плохо, что из наших решений работает, а что не работает, и применять эти наблюдения при проектировании следующих школ
Елена Аралова, генеральный директор ED Architecture
Елена Аралова

 

Примеров, как наблюдения за школьниками приводили к конкретным решениям по организации игровой среды, множество: «Когда мы стали наблюдать за малышами, бросилось в глаза, что на переменах они не ходят ровно. Они, бедные, сидят перед этим неподвижно целых 40 минут, и теперь им нужно просто выскочить, проораться, побегать, устать — и уже спокойно пойти на следующий урок, — рассказывает Елена Аралова. — Поэтому в начальной школе мы создаем множество пространств, где можно орать, бегать, карабкаться, падать, ползать, лежать. И они всегда пользуются невероятной популярностью». 

Лицей №1 им. М.К. Тагирова в Альметьевске. Фото: Виталий Шабинский

 

Решение создавать пространства для отдыха и игр не только в рекреациях, но и внутри класса тоже, было продиктовано наблюдениями за младшей школой. «Мы заметили, что многие первоклассники, особенно девочки, в первое время опасаются выходить из класса, потому что они еще не освоились, а там по коридору бегают пацаны, носятся, мутузят друг друга. Поэтому мы взяли и увеличили площадь классов, выгородили там кусочек с диванчиком, библиотечкой, ковриками, раскрасками, играми», — объяснила Елена. 


Игровая среда в школе: рекомендации экспертов 

 

Мы собрали практические рекомендации наших экспертов по поводу того, каким должно быть игровое пространство в образовательной среде, чтобы, во-первых, оно было развивающим  и полезным, а во-вторых — оставалось привлекательным для детей долгое время, то есть обладало высокой игровой ценностью. 

 

  • Отсутствие навязанной темы 

Пространство с заданной темой ограничивает фантазию ребенка, диктует ему готовые сценарии и мешает запустить собственные игры. Поэтому среда должна пробуждать воображение — но не наталкивать на какой-то определенный сюжет игры. 

Игровая площадка «Дюны». Фото: бюро «Дружба»

 

  • Гибкость, неоднозначность в использовании и трансформируемость 

Эта рекомендация — продолжение предыдущей: важно, чтобы с пространством можно было взаимодействовать по-разному. Так, во-первых, оно дольше будет оставаться интересным, а во-вторых, у ребенка будет больше возможностей практиковать разные типы движений. 

 

Разнообразие сценариев — важнейший критерий для игровой площадки в образовательной среде. Если ты приходишь на площадку раз в неделю, ты, конечно, можешь использовать всего один сценарий, но если ты там оказываешься каждый день — должно быть разнообразие. Поэтому пространство должно быть максимально функционально насыщенным: к примеру, подиум может быть одновременно и игровой конструкцией, и амфитеатром, и сценой, и домиком, и кораблем, и ракетой. Чем больше вариативных сценариев заложено, тем больше у ребенка будет вариантов для игры
Мария Помелова, архитектор, соосновательница бюро «Чехарда»
Мария Помелова

 

Детский клуб «Малка» в Москве. Фото: бюро «Чехарда»

 

Для запуска игры очень важна гибкость, способность подстроиться под детский замысел, когда всё может быть всем. Когда у элементов нет прямого назначения и их можно использовать как угодно — они прямо провоцируют детей на спонтанную игру. Если это есть, игра запустится в любом пространстве, дети сами прикрутят что угодно к чему угодно
Николай Панкратов, сооснователь сети Rybakov Playschool
Николай Панкратов

 

Чтобы обеспечить эту гибкость, элементы пространства должны быть легко трансформируемыми, давать детям возможность одним движением перестраивать, достраивать, зонировать. Это можно делать, используя модульное оборудование, или при помощи манипулятивных сенсорных материалов (песок, галька, щепа, гравий, ветки, вода). 

Семейный клуб «Садик-Шарик». Фото: Алена Кустова (предоставлены бюро «Чехарда»)

 

Важно и собственно разнообразие, отсутствие повторяемости.  

 

Архитектор, который создает пространство с высокой игровой ценностью, не должен дублировать решения, даже если у него большая территория. Насыщенность игровыми возможностями — очень важный критерий качественного игрового пространства, для этого у архитектора, который занимается такими пространствами, должен быть большой багаж знаний и идей
Белла Филатова, архитектор, соучредительница бюро «Дружба»
Белла Филатова

 

  • Баланс между заполненным и свободным пространством 

На площадке обязательно должно быть свободное пространство. Это позволяет педагогу вместе с детьми создавать собственные игровые сценарии, а детям — придумывать собственные игры и артефакты. 

 

Мы стараемся дать детям больше места в игровом пространстве. Наша задача — не закрыть его разными МАФами, игрушками и прочим, а, наоборот, дать больше воздуха, чтобы они сами придумали, чем им заняться
Елена Аралова, генеральный директор ED Architecture
Елена Аралова

 

Это может быть открытое пространство, где по периметру стоят ящики с конструкторами, книжный уголок, столы с разнообразными принадлежностями и так далее — а посередине свободное место, где дети могут делать все что угодно с этими принадлежностями
Мария Помелова, архитектор, соосновательница бюро «Чехарда»
Мария Помелова

 

  • Возможность и объединяться, и уединяться; играть и в активные, и в спокойные игры 

Ребенок на игровой площадке в образовательном учреждении может находиться в игровой, свободной и образовательной деятельности или просто отдыхать — возможности для всего этого должны быть заложены в пространстве. Важно, чтобы было место и для совместных игр, и для одиночества; и для активных игр, и для спокойных. 

 

Должна быть возможность двигаться втроем, вчетвером, впятером, вдесятером. И должна быть возможность побыть одному или вдвоем для ведения разговора. Нужны зоны, где можно спокойно ходить, и зоны, где можно вдоволь бегать. И эти зоны должны быть визуально разграничены
Сергей Плахотников, педагог, психолог, сооснователь и генеральный директор компании «Бабашки»
Сергей Плахотников

 

 

  • Комфортность помещения

Николай Панкратов отмечает, что спонтанная игра не развернётся, если детям не обеспечить комфорт и безопасность. Комфорт — это и правильная температура воздуха, и яркий свет, и отсутствие сквозняков. Очень важны даже влажность и качество воздуха, отмечает он: достаточно поставить активную вытяжку, которая контролирует воздух по разным параметрам, как дети становятся заметно бодрее и готовы целый день играть. 

 

  • Соразмерность ребенку 

Чтобы ребенку было хорошо в игровом пространстве, оно должно быть ему соразмерно. В огромном помещении со слишком высокими потолками ребенок теряется. Если пространство очень большое, в нем нужно организовать некие зоны, выделенные, скажем, подиумом, или каким-то ковриком, или уголками. 

ГЭС-2 Пространство молодых взрослых. Фото: бюро «Дружба», Аня Тодич

 

Я бы даже назвал это уважением к ребенку в широком смысле. Когда среда спроектирована с уважением к ребенку, к его росту, к тому, как он смотрит на мир, к его пониманию эстетики, когда всё продумано с учётом того, куда он может дотянуться, как ему удобно, — дети это очень ценят и сразу откликаются!
Николай Панкратов, сооснователь сети Rybakov Playschool
Николай Панкратов

 

По этой же причине пространство должно соответствовать возрасту ребенка. «Малышам нужны маленькие уютные пространства, где можно спрятаться и затеять игру на 2-3 человек, — рассказывает Николай. — А когда они становятся взрослее, они уже могут играть в больших помещениях. С 8-9 лет у детей заметно снижается потребность в кулуарности». 

 

  • Подоконники — тоже игровое пространство! 

По словам Сергея Плахотникова, примерно с 4 класса «игры на подоконниках» — один из самых распространённых у школьников тип игр. «Это игры по правилам, в которых задействована мелкая моторика. Например, когда дети катают по подоконникам маленькие скейты и пальцами выполняют всевозможные трюки: такой пальчиковый скейтбординг. Или пальчиковый футбол. Или игры с фантиками из нашего детства — это те же "игры на подоконнике"». 

Чтобы на подоконниках было удобно и безопасно играть, нужно сделать их достаточно широкими и удобными для сидения. Кроме того, стекла на окнах как минимум до середины должны быть бронированными. 

 

  • Возможность оставлять свой след 

 

В школы каждый год приходит новое поколение ребят. У них свои ценности, свои культурные особенности, свои представления о жизни. Поэтому мы все чаще оставляем часть стен просто пустыми — чтобы новые поколения детей могли их закрашивать, раскрашивать, добавлять граффити и инсталляции
Елена Аралова, генеральный директор ED Architecture
Елена Аралова

 

 

При участии Ксении Докукиной.

Фото на обложке: фотослужба Павловской гимназии.

Октябрь 2024

 

 

Читайте далее:

Cоучастие, минимализм и еще 12 трендов уличной игровой среды
Школьный двор: центр социальной жизни или пустующие за забором метры?

Eddesign
Ещё больше полезных материалов!
Кратко о самом важном:
аналитика, кейсы, исследования.
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie To improve the operation of the site and its interaction with users, we use cookies
Понятно Ok