Продолжаем рассказывать о кейсах соучаствующего проектирования в школах. В первой части на примерах реализованных проектов по обновлению актового зала и школьных библиотек мы говорили о том, как СП помогает изучить пространство школы, понять его неочевидные минусы и возможности. Во второй части речь пойдет о том, как вдохнуть новую жизнь в школьный двор и изменить отношения учеников начальной школы к рекреациям.
Архитекторы из бюро «Дружба» отмечают, что перед тем, как инициировать какой-либо проект в рамках соучаствующего проектирования, школе стоит детально ответить на два вопроса. Во-первых, насколько школьное сообщество готово к соучастию? Во-вторых, какие ресурсы для такого проектирования имеются? По мнению экспертов, школьное соучастие с детьми работает в целом лучше, чем городское со взрослыми. Главное условие – неподдельная мотивация участников процесса и принятие ими ценностей этого подхода. А результаты стоят того, чтобы пробовать. Ведь создается не только новая среда, но и новые социальные связи, новые модели отношений внутри школы. Дети воспринимают ее как интересное и эмоционально значимое место, становятся более инициативными и ответственными.
Как реабилитировать рекреации, названные «самыми страшными местами школы»
Кто делал?
Лаборатория образовательных инфраструктур НИИ УГО МГПУ работает с темой соучастия уже более 5 лет и вовлекает в процесс обучающихся всех ступеней образования. За это время были созданы проекты для десятка государственных школ с бюджетным и спонсорским финансированием как в рамках госзаданий, так и по инициативе образовательных организаций.
По словам научного сотрудника лаборатории образовательных инфраструктур НИИ УГО МГПУ, дизайнера Екатерины Барсуковой, самые удачные кейсы в их практике – рекреации. Вероятно, потому что большинство школьников проводят в них много времени, и им легко сформулировать минусы пространства и озвучить свои пожелания.
Фото: переделанные рекреации в начальной школе
Как делали?
Лаборатория выработала методику процесса соучаствующего проектирования, которая включает девять этапов.
1. Формирование запроса и создание команды.
В нее должны войти администрация школы, ученики, независимые медиатор и дизайнер, специалист технической службы и координатор.
2. Наблюдение.
Вначале медиатор и дизайнер посещают школу и наблюдают за ее жизнью, не вмешиваясь в процессы.
3. Сопричастное исследование.
На этом этапе разрабатывается методика специально под конкретную школу. Например, можно проводить интервью, опросы, давать творческие задания, использовать метод эмоциональной оценки предметно-пространственной среды. По результатам исследования выделяют основные проблемы и корректируют цели и задачи проекта.
4. Творческие семинары.
Только теперь можно обсуждать проблемы, стоящие перед школой и выяснять, какие из них и как именно можно решить с помощью СП. Здесь важно привлекать всех участников команды, а не давать готовые варианты.
5. Визуализация идей.
Дизайнер анализирует результаты семинаров и на их основе проектирует новое пространство. Он может это сделать в виде 3d-макета или простых планов.
6. Обсуждение дизайн-проекта.
На этом этапе проводят встречи, на которых школьники дают анонимную обратную связь. Ученики вместе с дизайнером дорабатывают проект с учетом ограничений бюджета, пожарной безопасности и т.д.
7. Оформление технической документации и авторский надзор.
8. Знакомство с новым пространством и обучение.
9. Постпроектное исследование и обратная связь между участниками.
По словам Екатерины, полный цикл из девяти шагов не всегда реализуется на практике. Например, школа может попросить провести только соучаствующее исследование. В этом случае будут пройдены первые три шага, после чего проект будет передан на разработку профессионалам или школа сама будет проводить ремонты. Также с младшими детьми обычно проводят именно соучаствующее исследование с элементами проектирования.
Примером такой работы может быть опыт сотрудничества с одной из московских школ. Представители школы пришли с проблемой: на переменах нужно проветривать классы, но дети в начальной школе не хотят выходить в рекреации. Екатерина с коллегами понаблюдали за этими пространствами: опускались на корточки, изучали, что с такой высоты видят дети. Сразу стало понятно, что картины, которые висят в рекреациях, отсвечивают и «с высоты детей» могут казаться страшными. Дизайнеры встретились с учениками четвертых классов и попросили их нарисовать самые страшные и самые любимые помещения в школе. С некоторыми детьми проводили небольшое интервью в процессе рисования.
«Мы проанализировали рисунки. Самым страшным оказался кабинет музыки, но это было связано не с архитектурой, а со страхом перед учительницей. Зато как дизайнеры мы обратили внимание на одно несоответствие. Ребята рисовали страшные помещения желтым. А это противоречит цветовому восприятию в их возрасте.
«Также работали с вопросами функционала, который нужен на переменах. По результатам добавили места, где можно побеситься. В итоге дети стали выходить на перемены, изменили отношение к рекреациям, а позже там стали проводить уроки».
В чем сложности соучаствующего проектирования?
По словам Екатерины, государственные школы часто боятся, что соучастие несовместимо с ФЗ 44 и правилами госзакупок, и они не смогут отчитаться за бюджетные деньги. Да и денег обычно мало, поэтому абсолютное большинство примеров СП в школе – не полный ремонт или строительство здания, а отдельные зоны или помещения. Бывают случаи, когда хозяйственные службы и руководители на местах саботируют решения, выбранные ребятами при составлении брендбука. Также недоооцениваются ресурсы, которые эксперты по соучастию вкладывают в проект. В результате происходит быстрое выгорание специалистов.
Как в формате внеклассного кружка изменить школьный двор
Кто делал?
Архитектурное бюро «Дружба» вместе с образовательной мастерской «Драконопроект» занимаются проектированием реальных объектов в соавторстве с детьми с 2015 года. В проекте переосмысления школьных дворов они дополнительно сотрудничали с Лабораторией развития ребенка ИСП МГПУ. По словам Беллы Филатовой, партнера и соучредителя бюро «Дружба», команда работала с проблемами отношений внутри школы («из пассивных детей не вырастут активные взрослые») и с тем, что 95% школьных дворов пустые и неинтересные. На базе шести школ разного формата архитекторы стремились вместе с учениками придумать двор, который стал бы ресурсом для отдыха, образования и развития сообщества. Этот проект в 2019 году выиграл в Конкурсе инноваций в образовании в пяти номинациях из семи.
Как делали?
Шаги и инструменты, которыми пользовались архитекторы, подробно описаны в методичке «Как спроектировать школьный двор». В общих чертах логика выстраиваемых ими процессов повторяет алгоритм предыдущего кейса. Однако содержит дополнительный шаг «Тестирование и доработка идей». На этом этапе в школьном дворе по концепт-проекту и пробным эскизам создали реальные архитектурные объекты из подручных недорогих материалов. В пространстве проводили мероприятия, внимательно наблюдали, чтобы понять, насколько жизнеспособны решения и нуждаются ли они в корректировке. По словам Беллы Филатовой, такой поп-ап эксперимент можно сделать и в пространстве внутри школы. Однако важно подобрать решения, не нарушающие СанПиНы и другие нормы. В этом отношении для двора требования более мягкие, и места для эксперимента больше.
Фото: Европейская гимназия
Кроме того, временный тестовый проект может превратиться в полноценный финальный этап процесса проектирования. Так было, например, в Европейской гимназии в Москве. У школы был запрос на новое игровое пространство на улице. Процесс соучаствующего проектирования провели в формате школьного кружка длиной один год. Он был рассчитан на детей 5–12 лет, а посещать его могли как ученики гимназии, так и другие заинтересованные дети.
Пока бюро занималось вопросами финансирования, ученики вместе с родителями своими руками сделали временный игровой объект. Исследователи из МГПУ наблюдали, какое влияние он оказывает. Сам факт, что ученики сделали что-то своими руками и теперь все этим пользуются, оказался очень важным для школьного сообщества. Двор стали интенсивнее использовать. Ребятам нравились разноуровневость, зоны-«шушукальницы» с возможностью уединиться, мобильные блоки, из которых можно строить полосы препятствий. И хотя из-за кризисов последних лет реализация полноценного проекта остановилась, объект функционирует даже в тестовом варианте. Многие принципы самого процесса архитекторы использовали в других школах, например, в «Летово» и Павловской гимназии.
Фото: architime.ru, Европейская гимназия
В чем сложности соучаствующего проектирования?
Соучаствующее проектирование – это, как правило, проекты с долгим циклом. Из-за общей неустойчивости проектной деятельности в последние годы на такие инициативы сложнее решаться, так как есть риск не завершить их. Вторая серьезная проблема – бюрократизация механизмов получения финансирования, особенно в государственных школах. Тендерная система почти не дает возможности привлечь подрядчика, который умеет заниматься соучастием и качественно строить.
Мировой опыт для вдохновения:
- проекты института Гете в северо-западном регионе («Неделя перемен», «АРТ-ЛАБ» и «КРЕАТИВ-ЛАБ»),
- программа «Инициатива для школьных дворов» в Бостоне (США),
- двор в школе Laakkegata в Осло (Норвегия),
- двор в детском саду и начальной школе De Piramide в Антверпене (Бельгия).
Первая часть статьи о соучаствующем проектировании в школе.
Июнь 2023
Похожие материалы: