«Встречают по фасаду»: можно ли по зданию музея понять, что ждет тебя внутри

Чаще всего музеи находятся в зданиях, которые ничего не говорят о том, что ждет посетителей внутри: смотришь на фасад — и понимаешь, что это может быть картинная галерея, краеведческий музей или экспозиция по политической истории. Исключение составляют, наверное, только этнографические музеи, но там здания сами по себе являются экспонатами.

Однако в последнее время музейных проектов, где форма отражает содержание, становится все больше. Архитекторы создают музеи, которым и вывески не нужны: музей естественной истории строит корпус, похожий на вымытые водой скальные породы, а керамическую экспозицию располагают в здании, похожем на гончарные круги. Рассказываем о трех свежих музейных кейсах, где содержание диктует форму. Ну или наоборот.  


Америка: естественное расширение музея

 

Центр науки, образования и инноваций Американского музея естественной истории в Нью-Йорке открылся в 2023 году. Новый корпус вписался в ансамбль благодаря внимательному отношению к этажности: один этаж Центра пришлось увести под землю. Кроме того, здания кампуса объединяет один и тот же облицовочный материал фасада — розовый гранит. Благодаря плавным похожим на природные изгибам здание как бы «вырастает» из окружающего его парка и «перетекает» в корпуса музея. 

Фото: Iwan Baan

 

При создании проекта архитектурное бюро Studio Gang вдохновлялось каньонами на юго-западе США и естественными процессами формирования пород, на которые годами воздействуют вода и ветер. В образовавшихся «пещерах» и «гротах» расположились научная библиотека, помещения для исследований и аудитории. Естественный свет попадает в помещение через мансардные окна атриума. 

Здание связало несколько уже существующих корпусов музея, но транзитная функция –скорее приятное дополнение. Основная задача нового пространства 一 привлечь исследователей разного возраста и разного уровня подготовки и показать научную коллекцию музея. На шести этажах разместились более трех миллионов экспонатов. 

Фото: Iwan Baan

 

Проектирование, согласование документов и строительство центра заняло 7 лет, еще год ушел на обустройство: размещение коллекций и создание экспозиций. Стоимость строительства составила $465 млн, деньги были выделены Ричардом Гилдером-младшим, филантропом и попечителем Американского музея естественной истории. К сожалению, он не дожил до открытия нового научного пространства, который назвали в его честь. 


Вьетнам: вдохновляясь ремеслом

 

Музей Керамики Бат Транга стал частью проекта развития ремесленных деревень Вьетнама и сохранения традиций гончарного ремесла: вот уже 10 веков в Бат Транге производят керамику и фарфор, многие семьи и сегодня работают гончарами. Музей создавался для того, чтобы сохранить уникальную керамику, познакомить с историей деревни и рассказать о гончарном деле. 

Фото: Trieu Chien

 

У архитекторов из студии «1+1 > 2» не было сомнений, как должен выглядеть музей керамики: по форме здание напоминает гончарные круги. Фасад оформлен в красновато-коричневом цвете традиционной керамики. Материалы, используемые при строительстве музея, тоже отсылают к традициям деревни: аутентичность зданию придают глиняный кирпич, мозаичная керамика и керамогранитная плитка. 

Узкие окна на фасаде и окна, выходящие во внутренние дворы, не дают достаточного света, создавая внутри музея полутьму, которую кураторы используют для более выгодного экспонирования керамики. Основной свет в здание проникает через мансардные окна на крыше. На крыше музея находится небольшой сад, места для лекций и игровая площадка. 

Фото: Trieu Chien

 

Во время проектирования музея архитекторы встречались не только с экспертами по гончарному делу и практикующими керамистами, но и с обычными жителями деревни. В ходе обсуждения будущего пространства выяснилось, что людям не хватает мест, где они могли бы проводить мероприятия для местного сообщества. Так на базе музея появился общественный культурный центр, который работает и для туристов, и для жителей деревни. 


Португалия: пятьсот лет истории 

 

Дом в небольшом городке Сан-Домингуш-де-Рана — наглядный пример того, как менялась сельская местность в Португалии. Четыреста или пятьсот лет назад здесь построили небольшой дом, в котором была только одна комната. Но городская цивилизация наступала — и здание постепенно достраивалось: еще одна комната, боковое крыло, каменная печь, второй этаж. В конце 19-го века дом укрепили контрфорсами. 

Фото: Lourenço T. Abreu (аrchive Miguel Marcelino)

 

Это здание можно назвать своеобразной капсулой времени, которая хранит в себе многовековую историю изменений сельского дома. Муниципальные власти решили создать на базе бывшей фермы Музей сельской местности. Признавая историческую ценность здания, Мигел Марселино и его команда решили сохранить всю его эволюцию, в том числе ломаную геометрию ансамбля. 

Архитекторы четыре года восстанавливали дом из руин, ориентируясь на сохранившийся фундамент, фотографии и описания старожилов. Команда использовали традиционные материалы: штукатурку на основе извести, камни из сохранившейся кладки и классическую португальскую черепицу. 

Фото: Lourenço T. Abreu (аrchive Miguel Marcelino)

 

Марселино пристроил к старому дому два небольших новых здания (их можно отличить от старых построек по отсутствию черепицы на крышах) — это современная интерпретация сельской архитектуры, которая органично вписывается в общий ансамбль. В этих помещениях разместится администрация музея, небольшая библиотека и лекториум. 

 

 

Февраль 2024

 

 

Читайте далее:

Проект частного образовательного музея Обуховского завода
Игорь Апарин, бюро Kontora: как устроена архитектура музея

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie To improve the operation of the site and its interaction with users, we use cookies
Понятно Ok