Школа эмпатии, пространство для диалога, центр притяжения сообщества: зачем школьный театр нужен образованию?

Реклама ООО «А101», ИНН 7704810149
Erid: 2SDnjcEf7M5

 

Еще несколько лет назад школьный театр был уделом энтузиастов. Сегодня его ценность разглядели на государственном уровне: Министерство просвещения России поставило задачу создать театр в каждой школе уже к концу 2024 года. Чем значим театр для образования? Как он влияет на развитие детей и отношения в коллективе? Помогает ли школьный театр формировать сообщество вокруг школы и района? Обсудили эти вопросы с экспертами. 


Эксперты: 

  • Евгений Ямбург, доктор педагогических наук, академик РАО, директор Центра образования №109 («Школа Ямбурга»). 
  • Елена Булин-Соколова, доктор педагогических наук, директор образовательного бюро «А101 Лёрнити»
  • Ольга Юрченко, психолог, руководитель и режиссёр терапевтического театра, создательница проекта «Лисьи пляски». 
  • Юлия Чернец, директор дирекции «Социальные объекты» ГК «А101» .

Школьный театр глазами педагогов и психологов: в чем ценность театральных практик для детей? 

 

«Современная педагогика — это педагогика событийная, — убеждён Евгений Александрович Ямбург, директор школы №109, где он уже более 40 лет руководит и школьным театром. — Не банальные уроки, не школьную рутину запоминают дети — им западает в души и по-настоящему влияет на них то, что они делают самостоятельно: то, что смогло их взволновать. Вторая коннотация слова “событие” — это “со-бытие”, совместная деятельность педагога, ребенка, родителя, выпускника. И театр — именно такое событие в обоих смыслах». 

Театр — важное средство передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Именно он способен пробудить в детях интерес к литературе, считает Ямбург: «Родители часто жалуются, что дети ничего не читают, что они все время в гаджетах. Я на это отвечаю: но вы же сами даёте ребёнку планшет, чтобы он отстал, а потом удивляетесь! Попробуйте вместо этого сорвать шторы, сделать из них занавес и разыгрывать с детьми театральные постановки. Это живая жизнь, которая совершенно несравнима с холодным экраном компьютера». 

Занятия театром развивают эмоциональный интеллект — задача, о которой в классической школе нередко забывают. «Мы часто больше заняты “умственным” интеллектом — но мир познаётся не только умом, но и сердцем. Занятия театром формируют эмпатию — способность прочувствовать чужую боль как свою собственную. А именно эта способность делает человека человеком». 

Первое, что развивает театр и в детях, и во взрослых — это внимание и чуткость, считает психолог, руководитель и режиссёр терапевтического театра, автор проекта «Лисьи Пляски» Ольга Юрченко. «В театре, особенно в его современных, импровизационных форматах очень важно все время быть во внимании к тому, что происходит у тебя внутри, важно прислушиваться к своим внутренним импульсам и давать им реализовываться. В то же время обязательно требуется внимание к тому, что происходит на сцене, к партнеру». 

Ольга Юрченко отмечает, что театральные практики учат понимать других, позволяют на время оказаться на чужом месте, развивая чувствительность, умение видеть не только себя, свои желания, мнение, позицию. Этот навык является действенной профилактикой буллинга и помогает решать конфликты в коллективе, сверяясь с его внутренними ценностями, а не используя навязанные извне меры, считает она. 

Особенно много опыт игры в театре может дать подросткам, считает директор образовательного бюро «А101 Лёрнити» Елена Булин-Соколова: «У стремительно взрослеющего человека большой запрос на честный диалог — с миром, со взрослыми, с другими подростками. И вот этого пространства для диалога в школе, да и в семье тоже, очень часто не хватает. Подростковый театр может стать именно такой площадкой для разговора. Подросток может голосом героя рассказать какую-то свою историю, что-то сказать другим от себя, прокричать и быть услышанным». 

Наконец, театральные практики — это в каком-то смысле школа стрессоустойчивости и умения действовать в условиях непредсказуемости. Особенно, по словам Ольги Юрченко, это касается импровизационного театра, когда ты не защищен выученными словами и относительной определенностью происходящего. «Ведь это довольно стрессовая ситуация: когда есть зрители, которые на тебя смотрят, а ты понятия не имеешь, что сейчас будет происходить. И выйти на эту сцену, быть открытым и восприимчивым к тому, что происходит с тобой и другими, вступать с ними во взаимодействие — это дорогого стоит. И такая тренировка, на мой взгляд, очень нужна именно в школах, потому что там слишком многое регламентировано. Правила и регламент — это, конечно, важно для образования, но хорошо, когда есть альтернатива». 

Способность смотреть на мир с нового ракурса, выходить из привычных социальных ролей, пробовать непривычное и реагировать не так, как обычно, дает возможность открывать и в себе новые грани. 

Фото: «А101 Лёрнити»


Театр как центр школьного/районного сообщества 

 

Устойчивый тренд последних лет — школа как ядро сообщества. Все чаще образовательные организации открывают свои двери для жителей района, становятся точкой притяжения для них. Новые школы специально проектируются с этим расчетом: застройщики и архитекторы закладывают в них возможности для того, чтобы здание могло стать таким социокультурным центром. 

Особенно важной эта функция становится в новых районах. Переезжая в новостройки, люди поначалу не чувствуют эту территорию «своей», не ощущают её настоящим домом. «Присваивать пространство для жизни можно только через установление связей с другими людьми, — рассказывает Елена Булин-Соколова. — А прочные связи можно установить только в ходе совместной деятельности. Чтобы между людьми формировалось доверие, необходим позитивный опыт совместных дел». Такая совместная деятельность закрывает сразу несколько базовых потребностей: быть полезным, нужным, ценным, испытывать привязанность. 

С этой точки зрения у школьного театра много перспектив: это отличный инструмент для формирования сообщества. 

Елена Булин-Соколова: «Во-первых, театр создаёт пространство для диалога. Диалога между разными аудиториями, между зрителями и актёрами, между актерами и авторами, между родителями и детьми. Во-вторых, театр — это всегда совместное творение, и эта совместность — ценный опыт и для детей, и для взрослых». 

Образовательное бюро «А101 Лёрнити», сотрудничая со школами, активно экспериментирует с театральными форматами. Один из самых интересных опытов такого рода — приглашение к старшеклассникам (с 8 по 11 классы) школы 2070 коллектива актрисы и психолога Екатерины Змачинской, которая занимается плейбэк-театром. Плейбэк-театр построен на коммуникации между сценой и залом: зрители рассказывают личные истории или задают вопросы, а актёры в формате «здесь и сейчас» воплощают их на сцене. Именно эта тесная коммуникация между теми, кто на сцене, и теми, кто в зале, ситуация, когда зритель становится соавтором, делает плейбэк-театр идеальным форматом для формирования связей между людьми. 

Другое направление работы «Лёрнити» — сотрудничество с преподавателями. «Многих при создании школьного театра останавливает представление, что театр — это обязательно большая сцена, огромный коллектив, что это всегда долго и сложно, — рассказывает Елена Булин-Соколова. — Но есть множество форматов, легко применимых в школе и позволяющих быстро включиться». Чтобы рассказать о возможностях и форматах современного театра, «А101 Лёрнити» совместно с художницей и театральным куратором Ириной Светличной организовали театральную лабораторию для школьных учителей. Сейчас в «А101 Лёрнити» работают над методическим пособием для учителей, которое помогло бы им вовлекаться и вовлекать детей в театральные практики. 

Фото: «А101 Лёрнити»

Елена Булин-Соколова: «Театр не обязательно должен существовать в виде чего-то большого и сложного, к чему трудно подступиться. Существует множество форматов без порога и потолка, которыми могут заниматься люди с разной подготовкой или вообще без подготовки — и при этом быстро интегрироваться и видеть результат. Сегодня языки театрального искусства таковы, что их может освоить каждый». 


Не только театр: опыт ансамбля «Оркестратория» 

 

Еще один пример того, как совместные занятия творчеством способствуют формированию соседского сообщества — проект «Оркестратория» от «А101 Лёрнити». 

«Оркестратория» — это и авторский курс оркестрового мастерства, рассчитанный на взрослых и детей, впервые взявших в руки музыкальные инструменты, и мультиинструментальный ансамбль, в котором могут принять участие все желающие. Под руководством профессионального музыканта, виолончелистки Ирины Шевцовой в «Оркестратории» вместе играют и те, кто имеет базовое музыкальное образование, и те, для кого это первый опыт. 

Занятия идут каждую неделю, а летом репетиции иногда проходят на улице: на площадях или открытых площадках жилых комплексов. Любой прохожий, заинтересовавшись, может присоединиться. 

У «Оркестратории» есть и опыт сотрудничества со школами района: «Застройщик по запросу одной из школ купил ей музыкальные инструменты — а школа в обмен на это согласилась, чтобы на занятия “Оркестратории” к ним могли ходить не только учащиеся, но и все жители района». 

«Оркестратория». Фото: «А101 Лёрнити»


Как сделать школьный театр «живым»? Как привлечь к нему школьников и педагогов? 

 

Важно не бояться начинать с малого, считает Евгений Ямбург. По приказу театр не создаётся: инициатива должна идти не «сверху» (от администрации школы, района или даже Министерства образования), а «снизу»: театром должны заниматься люди, которые это любят. 

«Любая инициатива всегда начинается и заканчивается людьми, — соглашается Елена Булин-Соколова. — Нужно, чтобы в школе нашелся человек, которому это интересно и который готов взять дело в свои руки, модерировать старт». 

«Пусть на первых порах там будут задействованы три родителя и два учителя, не так важен и уровень их театральной подготовки. Руководить школьным театром может и профессиональный режиссёр на пенсии, и школьный психолог, и учитель литературы — главное, чтобы он душой прикипел к этому делу, — считает Евгений Ямбург. — Я руковожу школой №109 без малого 50 лет, учил бабушек и дедушек нынешних учеников — и все они прошли через театр. В итоге сейчас, когда мы ставим спектакли, уже не нужно никого специально привлекать: там и так задействованы все, начиная с первоклассников и заканчивая старшеклассниками и их родителями». 

Представление «Котовасия» в Центре образования №109 («Школа Ямбурга»).

 

Ольга Юрченко отмечает, что для вовлечения школьников важно дать им самим возможность выбрать направление работы, а не навязать его. «Первое, с чего мы начинаем — определяем тему, которая будет интересна всем участникам, и детям, и взрослым. Важно понять, что для этой конкретной группы детей, подростков сейчас актуально. Определить актуальное состояние группы, проблемы, которые присущи этому коллективу. Если не удалось найти такую общую для всех тему, если для большей части группы тема будет навязана — работать дальше будет сложно, мотивации не будет, интерес пропадёт, и дети, вместо того чтобы идти “вглубь”, останутся на уровне формы, на уровне разыгрывания каких-то сценок». 


Пространство для школьного театра 

 

«В современном театре существует множество форматов, для которых не нужна классическая сцена, — уверена Елена Булин-Соколова. — Но, конечно, наличие в школе многофункционального трансформируемого пространства, в котором есть звук, свет, затемнение, возможность проецировать что-то на экран и менять рассадку зрителей — очень вдохновляет». Именно такое многофункциональное театральное пространство появится в новом корпусе школы №109 («школы Ямбурга») в жилом районе Прокшино: «Там для театра созданы все условия. Огромные сценические площадки, оборудование, возможность делать любые постановки, проводить театральные фестивали», — рассказывает Евгений Александрович. У такого школьного театра действительно есть все шансы стать центром притяжения для всех жителей района. 

«Мы считаем, что по крайней мере во “флагманской”, самой большой школе нового района обязательно должны быть многофункциональные пространства, где можно показать спектакль, — говорит директор дирекции «Социальные объекты» ГК «А101» Юлия Чернец. — Это нужно, потому что в новых больших районах зачастую нет никаких точек притяжения подобного формата — домов культуры, общественных центров. Они могут появиться со временем, но до тех пор их функции вполне успешно могут выполнять школы. Такое школьное здание становится центром общественной жизни, и любительский театр, безусловно, находит в нём своё место». 

 

 

Декабрь 2024

 

 

Читайте далее:

«Не знать, а чувствовать»: как эффективно включить театральную педагогику в школьное обучение
Рождение волшебства: как устроен школьный театр и его пространство

Eddesign
Ещё больше полезных материалов!
Кратко о самом важном:
аналитика, кейсы, исследования.
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie To improve the operation of the site and its interaction with users, we use cookies
Понятно Ok