«Не знать, а чувствовать»: как эффективно включить театральную педагогику в школьное обучение

Школа «Класс-центр» является редким примером последовательного использования театральных методик в образовании. Преподаватель по классу театрального мастерства в «Класс-центре» Елена Капская рассказала, как ученики «проживают» знания благодаря включению постановок в школьную программу, как работать с впечатлением в обучении и создавать атмосферу праздника в школе, если не каждый день, то гораздо чаще и ярче привычного. О других подходах к процессу образования как к событию читайте в этом материале.


«Класс-центр» был создан в 1990 году на основе театральной студии Сергея Казарновского, которую педагог вел сначала в школе № 69, а затем во Дворце пионеров «На Миуссах». В первом набранном классе школьники наряду с общими предметами изучали театр, живопись и музыку. Через 5 лет «Класс-центр» переехал в собственное здание на Большой Академической улице, построенное по индивидуальному проекту Сергея Казарновского. Школа находится в ведомстве Департамента культуры. В 2021 году в рамках помощи города школам искусств в здании провели реконструкцию, обновили оборудование и закупили музыкальные инструменты (концертные рояли и пианино).

Арт как неотъемлемая часть обучения

 

Лозунг «Класс-центра» – «Не знать, а чувствовать», и даже на эмблеме – сердце, соединенное с мозгом. У нас три школы в одной – общеобразовательная, драматическая и музыкальная. Директору Сергею Казарновскому стоило больших усилий доказать, что арт – не дополнительное образование, а неотъемлемая часть обучения, что математика – не важнее актерского мастерства, и все дисциплины работают в комплексе.

 

Детям нужно «проживать» информацию, а не зубрить сухие цифры. Когда школьники изучали Нюрнбергский процесс, то к истории подключился театр: всем раздали роли, и на сцене каждый импровизировал с точки зрения своего персонажа (адвоката, обвинителя или обвиняемого). Или на уроке географии в рамках темы «Меридианы и параллели» учитель малярным скотчем в классе провела их на полу и придумала игру, чтобы дети находили нужные точки сами. Так через впечатление ученики лучше запомнили материал.

 

В течение года в средней и старшей школе реализуется программа метапредметного обучения «Энциклопедия» авторства Сергея Казарновского. В ее рамках школьники на разных уроках рассматривают такие понятия, как «диалог», «ритм» «часть и целое», «система» (неделя на каждое) и по итогам пишут эссе. Для реализации программы объединяются педагоги далеких друг от друга предметов, например, для «ритма» – математики и танцев. Или для освоения «иерархии» на литературе ученики обсуждали проблему маленького человека в «Шинели» Гоголя, а на занятиях по драме играли куски из этой повести.   

Фото: Наталья Шорох


Какие навыки формирует театр

 

Театр – это возможность включить себя в предлагаемые обстоятельства и не бояться экспериментировать. Детям он дает постановку речи, умение сформулировать и донести свою мысль, аргументированно спорить, опыт публичных выступлений, уверенность, открытость. По отзывам родителей, благодаря театру ребенок «раскрывается» быстрее, хотя в нашу школу дети приходят уже одаренные.


Место событию в школе

 

Для школы очень важна атмосфера, чтобы дети шли сюда не только потому, что «надо». Например, в фойе у входа висит большой торт из фетра, где приколоты листочки с именами учеников, у которых сегодня день рождения.

В «Класс-центре» существует множество традиций. В День знаний директор Сергей Казарновский выводит на линейку ослика, везущего тележку с арбузами, представляет школе новеньких, и все выкрикивают их имена. Сами первоклассники одеты в именные салатовые жилетки, чтобы с ними могли познакомиться другие ученики. А на выпускном одиннадцатиклассники проходят по красной дорожке, и во всех окнах школы выставлены их портреты, которые остаются там до сентября.

Фото: Сергей Казарновский на линейке «Класс-центра»

 

На Масленицу школьники соревнуются за лучший «смак-блин» – поделку из блинов: были в виде картины Малевича, солнечной системы, часов и японской пагоды. Каждый класс «защищает» свой блин на улице частушками и кричалками, а потом на улице происходит взятие крепости – снежной или из картонных коробок.


Как организована работа

 

«Класс-центр» – школа полного дня с шестидневным обучением, где искусство (театр, хореография, музыка) включено в учебную сетку с 1 по 11 класс. За один день у школьника может быть русский язык, физика, актерское мастерство, сольфеджио. Также есть уникальный курс «История про театр», в рамках которого дети пишут рецензии на городские спектакли и учатся быть культурными зрителями (для этого посещают порядка 10-12 постановок в год). В 9 классе школьники защищают проект по театру – это могут быть эскизы костюмов, афиш, билетов, макеты здания театра.

 

За год младшеклассники играют два контрольных спектакля (зимой и весной). У средней и старшей школы может быть одна масштабная постановка в год. Кроме того, у школьников всегда есть параллельные мероприятия – музыкальные выступления, джазовые концерты. Режиссер спектаклей – взрослый педагог. Также в школе есть профессиональные костюмер, звукорежиссер, художник по свету. Каждый преподаватель сам выбирает постановки. Например, мои первоклассники обычно играют спектакли по стихам Корнея Чуковского.

Фото: Вечер танца в «Класс-центра»

 

Сначала дети делают первый показ для родителей, а если спектакль входит в репертуар, то на него приглашаются зрители со стороны. Для школьников открытые спектакли являются зачетом по актерскому мастерству. Такие показы устраивают в вечернее время, вход только по предварительной регистрации. Все посетители проходят через охрану.


Инфраструктура

 

В школе два театральных зала типа black box с профессиональными звуком и светом. Один зал – большой на 200 мест с высокими потолками, кулисами и зрительными рядами. Второй – маленький и трансформируемый: можно расставить стулья рядами, поставить круглые столики для музыкальных салонов или поменять пространства местами – чтобы зрители были на сцене, а актеры – внизу. Кроме того, есть галерея со сценой для инструментальных и вокальных выступлений, репетиционный зал с кулисами и хореографическими станками и отдельный большой танцевальный зал. Во дворе установлены ротонда и еще одна площадка в древнегреческом стиле (обе оборудованы светом) для постановок уличного театра. У школы был опыт иммерсивного спектакля-бродилки, когда восьмиклассники ходили по разным пространствам здания со зрителями.

«Театр – экспериментальное место, постановки можно играть и в коридоре, или превратить зал в театральный, покрасив стены черной краской. Проблема школьных театров заключается не пространстве, а в кадрах. Многие детские спектакли выглядят художественной самодеятельностью, так как ставят их учителя литературы или истории интуитивно, не зная основ режиссуры и актерского мастерства. Посыл педагогов понятен – использовать театральную педагогику, увлечь и объединить детей, но в итоге получается не на пользу, а во вред. Нужно, чтобы в школах работали преподаватели после театральных вузов или получившие режиссерскую базу, прошедшие повышение квалификации».

Елена Капская, режиссер и преподаватель актерского мастерства в школе «Класс-центр»

 

 

Март 2023

 

 

Читайте далее:

Рождение волшебства: как устроен школьный театр и его пространство
Расшколивание: как вывести учебу за пределы школьного здания

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie To improve the operation of the site and its interaction with users, we use cookies
Понятно Ok