Россия поставила перед собой амбициозные образовательные задачи: страна должна войти десятку лучших государств мира по качеству общего образования, а параллельно побороть вторую и третью смены, школьные туалеты на улицах и печное отопление в школах, цифровую неграмотность и неоснащенность. Для достижения целей предусмотрено свыше 11 триллионов бюджетных рублей. Однако большая часть денег уходит в города. Селам, на которые приходится свыше четверти российского населения, привлечь федеральные или спонсорские деньги намного сложнее. Число школьников в деревнях растет, в то время как количество школ там стремительно падает. Где взять денег на строительство сельских школ? Мы собрали несколько эффективных вариантов.
Доступность образования в российских деревнях последние 20 лет постоянно снижается. Число сельских школ за это время уменьшилось почти вдвое. В 2000 году в селах было около 45,5 тысяч государственных школ (по данным статистического сборника «Образование в цифрах»). К началу прошлого учебного года (2018-2019) их осталось 23,5.
Центр тяжести в образовании сместился на города и крупные населенные пункты в селах, нарушив сложившуюся культуру малокомплектной сельской школы, пишет в работе “Сельская школа. Есть ли перспективы?” доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии РГГУ Марина Буланова. В условиях «подушевого» распределения денег малокомплектные школы чаще всего попадают под удар. Исчезают не только сельские школы – уменьшается и число мелких сельских поселений, говорит Буланова. А средний радиус доступности школы в селе растет: с 12,6 км в 1990 году до 17,3 км в 2014 году.
«Нам говорили, что сокращаются школы, потому что „сокращаются“ дети. Но (…) мы наблюдаем даже некоторый рост числа школьников», — рассказывал первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин на парламентских слушаниях в 2018 году в Совете федерации.
Число сельских школьников с 2010 года к 2019-му действительно выросло больше, чем на 90 тысяч (до 3 млн 904,6 тысяч человек). Сильнее растет количество воспитанников детских садов: плюс 400 тысяч детей с 2010-го года.
Отсутствие нормального образования на селе только усиливает общую миграцию из села в город. Если в 2005 году из всех сельских детей школьного возраста 99% учились в сельских же школах, то в 2017-ом на селе училось уже только 85% детей, писало «Накануне.ру».
Сколько стоит сельская школа?
Условная сельская школа на 200 человек – это здание около 4000-5000 м², говорит директор Martela Елена Аралова. Стоимость проекта такого здания она оценивает в 5-6 млн рублей. «Цена проектирования в регионах радикально ниже расценок столичных архитекторов или иностранных (до 2500 за м²). Например, проектирование школы на 14 000 м² стоит около 12 млн рублей», – объясняет Аралова. А вот строительно-монтажные работы в регионах не сильно дешевле столичных. По оценкам Араловой, за школу на 4000-5000 м² нужно отдать, максимум, 330-380 млн рублей. Стоимость оснащения в Москве и регионах одинаковая. Мебель, оборудование, инвентарь будет стоить от 40 млн рублей (российское производство) до 100 млн (импортное).
Сильно удорожает региональные и сельские проекты логистика. Например, одно место в сельской школе в отделенных районах Якутии может стоить 1,5-3 млн рублей, говорит директор Центра ресурсного обеспечения развития образования Якутии Василий Петров. Из-за погодных условий только на доставку стройматериалов уходит от года до двух, объясняет он.
Куда идти учиться сельским детям?
В крупных городах множество школ строится девелоперами как вклад в социальную инфраструктуру. Но такое обязательство имеют далеко не все застройщики в России. В Москве, например, власти пользуются им активно: почти треть построенных с 2011 года школ и детских садов создано за счет инвесторов. А вот в Якутии о таком и не слышали: крупный девелопер в республике только один. В селах никаких девелоперов нет вовсе.
«В каждой деревне местные власти сами должны решить: бороться за закрытие существующих школ, поскольку они дорогие в обслуживании, или за строительство новых», – говорит директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. Обычно строительство сельских школ ведется по графикам, сформированным региональными министерствами образования на основе заявок муниципалитетов. Источников финансирования в этом случае два: инвестиционная программа региона или федеральный бюджет, который выделяет деньги на плановое строительство социальной инфраструктуры по типовым проектам из реестра. Городам получить бюджетное финансирование на новые школы легче. Крупные проекты, которые быстрее закрывают потребности в школьных местах, для бюджета приоритетнее, говорит врио председателя комитета по архитектуре и градостроительству республики Дагестан Незир Гусейнов. «Маленькие школы действительно нерентабельны. Но в вопросе экономики сельские школы всегда будут проигрывать крупным проектам», – отмечает Буланова.
Очень часто новая сельская школа – это продукт инициативы уроженца этого села, который сам выделил деньги на строительство или имеет достаточно ресурсов, чтобы поспособствовать выделению бюджетных средств, говорит исполнительный директор проекта «Энциклопедия сельских школ России» Николай Махнев. В этой статье мы собрали несколько примеров того, что может сделать инициативный человек, чтобы построить сельскую школу.
Центр Luminary, Дагестан, фото: Алексей Калабин
Число школ в селах за последние 20 лет уменьшилось вдвое. Исчезают не только сельские школы – уменьшается и число мелких сельских поселений. А средний радиус доступности школы в селе растет: с 12,6 км в 1990 году до 17,3 км в 2014 году.
Инновации на деньги региона
Проблемы школьного образования в российских селах хорошо видны на примере Дагестана, где большая часть населения сельское. Свыше 20% школьников в республике учится в две или в три смены (такая же или худшая ситуация еще в, как минимум, 15 регионах), сообщила министр образования Ольга Васильева на совещании по подготовке к началу прошлого учебного года. Почти 40% дагестанских школ нужен капремонт, а 15% учебных заведений находятся в аварийном и ветхом состоянии, писала «Российская газета». При этом, с одной стороны, в республике одна из лучших демографических ситуаций в стране, и школ с каждым годом все больше не хватает. А с другой – в Дагестане есть классы, где учится по пять человек, или класс с одним 10-классником. Содержать такие школы неэффективно.
Почти 12% российских школ (8,1 тысяч) требуют капремонта, а еще 0,8% находятся в аварийном состоянии (это последние данные сборника «Образование в цифрах» на конец 2017 года). Свыше 11% школ не имеют водопровода и канализации, еще почти 10% — центрального отопления. Нормального доступа для инвалидов нет почти в 60% школ. Раздельной статистики по городским и сельским школам нет, но традиционно среднее состояние последних хуже городских, поскольку в деревне общий уровень жизни ниже.
За последний год в Дагестане построено больше школ и детских садов, чем за десятилетие до этого, сообщалось на расширенной коллегии Минобразования республики. Однако проблема с третьей сменой остается. Школ строится много, но, в основном, в городах, на села денег не хватает, говорит глава комитета по архитектуре и градостроительству Незир Гусейнов. При этом подход к школьному ремонту и строительству давно устарел, указывает он. «После своего назначения я ездил по сельским школам – это просто жесть. Напротив каждой из них стоит галочка, что здание было отремонтировано. Но внутри помещения похожи на армейские казармы», – рассказывает Гусейнов.
Чиновник хочет поменять подход к строительству государственных школ. По его словам, большинство школ повторного применения, которые вошли в реестр Минстроя, – проекты 70-80 годов прошлого века, подогнанные к современным нормативам. «Это неверный подход: в реестре должна быть технология, как построить конкретную школу, регион должен решать сам, потому что ее надо привязывать к конкретной местности», – говорит он.
Смысл в том, чтобы вместо нескольких необходимых территории школ построить одну быстровозводимую школу-хаб. Это здание, которое выполняет более широкий, чем обычно, круг социальных задач села: и среднее образование, и городская библиотека, и доступный жителям спортивный центр, и дом культуры. Школы-хабы – это тренд, например, для Финляндии. Идею функционального объединения школы и других соцобъектов в Дагестане предложил руководитель проекта “Центры просвещения Luminary” на заседании правительства, там она получила поддержку. В дагестанском селе Хрюг по такой технологии уже построен просветительский центр Luminary, созданный на частные деньги.
По словам Гусейнова, в таком хабе можно будет проводить более масштабные и интересные культурные события, чем в отдельных сельских домах культуры, и привлекать туда больше участников и зрителей. Хабы станут точками экономического роста, дав людям дополнительную занятость, а также решат проблему нехватки преподавателей, поскольку на одну школу их нужно меньше, чем на несколько. «Наличие такого центра, куда стремятся люди извне, вырастит сознание маленького человека из села, который всегда чувствует себя не у дел», – говорит чиновник.
Первую школу-хаб Гусейнов предлагает возвести в Рутульском районе Дагестана, в 270 км от Махачкалы. Он хочет сделать село Рутул центром агломерации, куда из близлежащих четырех сел на автобусе будут добираться дети. Другой вариант: организовать при школе общежитие и сделать ее школой-интернатом для детей с 5 класса, говорит Незир Гусейнов.
Расчетная цена школы-хаба на 240 человек с интернатом на 55 коек – 430-470 млн рублей. Теоретически, в бюджете деньги есть: Гусейнов предлагает перенаправить на строительство хаба 200 млн рублей, уже заложенные на типовую школу в этом районе. «Региональная программа строительства школ уже сверстана, ее переделка и новое согласование отнимет несколько лет, – объясняет он. – Но зачем вкладывать 200 млн рублей в типовое здание, которое завтра устареет?».
Школу-хаб хотят делать из быстровозводимых стальных конструкций и стекла. В Рутуле не производят кирпич, цемент, доски, а их перевозка удорожает строительство, объясняет Гусейнов. По его подсчетам, воспользовавшись новой технологией, можно сэкономить 17-20% от капитальных затрат. «Кроме того, стекло и металл требуют мало эксплуатационных расходов, школу не надо будет отделывать и каждый год подкрашивать», – говорит чиновник. Он обещает низкие затраты на отопление благодаря энергосберегающему остеклению.
Строительство из легковозводимых конструкций практиковалось, и, например, при строительстве школ и детских садов в Якутии. Там были созданы несколько учреждений на 80 – 320 учащихся. По словам помощника министра образования Якутии Анны Захаровой, все здания, построенные с 2000-го года, эксплуатируются. По словам Гусейнова, руководство республики поддерживает идею с быстрововодимой школой. Но для того, чтобы воспользоваться региональными деньгами, хаб нужно будет строить постепенно, говорит он: вначале возвести модуль школы, затем модуль спортзала и тд.