На нижнем этаже разместили и фотостудию, которая требовала темного помещения для проявки и аналоговой работы с отпечатками. Создатели не хотели затемнять первый этаж, так как потерялся бы принцип прозрачности. Также внизу пришлось сохранить коридор в силу конструкции здания. Чтобы поставить тяжелые станки, были усилены конструкции пола. Улучшили освещенность и вентиляцию здания во всех мастерских.
Инженерные коммуникации в промышленных зданиях сегодня часто делают открытыми, но решением Ренцо Пьяно было их, наоборот, скрыть и сделать акцент на старых кирпичных сводах. В «Сводах» наружу выведена только противопожарная система, по словам руководителя проекта – «это очень элегантные трубы», которые не бросаются в глаза.
Несмотря на то что пространство специфическое, приемка проекта проверяющим органом прошла легко, проектному бюро ничего не пришлось менять, так как все инженерные системы были разработаны согласно строительным нормам и правилам.
«ГЭС-2» получил сертификат LEED (Leadership in Energy and EnvironmentalDesign) как проект, который поддерживает экологическое развитие. На основном здании Дома культуры установлены солнечные батареи, которые дают около 10% электроэнергии, а также система сбора дождевой воды.
Сделали текст-инструкцию с примерами: как сформировать у школьников привычки к разумному потреблению ресурсов и повлиять на среду школы.
На кого ориентировались
Прямого аналога «Сводов», с мастерскими такого спектра, в мире нет. Обычно такие проекты заточены только на одну сферу: например, у американской компании Autodesk (занимается программированием и архитектурным проектированием) есть свой коворкинг Pier 9 Workshop в бывших доках Сан-Франциско, ориентированный на компьютерные технологии, с мастерскими для работы по металлу, дереву, пластику и роботомашинами.
Близким родственником «Сводов» можно назвать мастерские при амстердамской Королевской академии изящных искусств Rijksakademie. Там похожие по составу мастерские, но они предназначены для студентов и резидентов программ академии. V-A-C советовался с Rijksakademie по комплектации мастерских (столярной, слесарной, керамической) оборудованием. Однако пересечений в архитектуре и устройстве пространства у «Сводов» и Rijksakademie нет, кроме того, что некоторые мастерские Академии тоже «проходные».
У «Сводов» были и другие консультанты по оборудованию. Например, для оснащения слесарной мастерской обращались в Массачусетский технологический институт, по аудио- и видеостудии – к компании Kahle Acoustics, которая ставила звук для новой Парижской филармонии. MIT и Kahle Acoustics разработали списки рекомендованного оборудования, и по ним закупили почти все с учетом возможности помещений и задач «Сводов».
Голландский опыт: редевелопмент промышленного склада в Утрехте
Werkspoor District – бывший промышленный склад. Здесь хранились масштабные стальные конструкции, которые производились на заводе Werkspoor для гражданского строительства. В 2018 году после редевелопмента площадка получила премию ABN AMRO Circular Economy Award.
Сейчас здесь находятся офисы разных компаний – от творческих независимых предпринимателей до крупной пивоварни De Leckere. Среда устроена таким образом, что она способствует коммуникации предприятий. В главной части здания было организовано большое многофункциональное пространство, которое подходит для самых разных целей: проведения вечеринок, лекций, мастер-классов и собраний с потрясающим видом на Амстердам-Рейн-канал.
Здесь можно не только обсудить сотрудничество, но и посмотреть процесс производства, а также обучиться использованию сложного оборудования. Специальный фокус Werkspoor лежит именно в области образования, которое предоставляют учебные центры компаний Baars & Bloemhoff и Parts On Demand. Последние, например, занимаются промышленной 3D-печатью.
фото: Stijnstijl Photography, Wouter van der Sar
Оборудование
«При закупке оборудования мы ориентировались на потребности креативной индустрии», – говорит Людмила Фрост. Так, оказалось, что для керамической мастерской нужны печи для обжига скульптур высотой больше 30 см, чтобы не склеивать потом изделия из более мелких деталей. Поэтому была закуплена большая печь NW 300 + C440 Nabertherm с внутренней камерой объемом 55×70×78. Или что у дизайнеров есть запрос на сразу несколько 3D-принтеров для печати объектов, чтобы сэкономить время.
Часть оборудования в «Сводах» – уникальное. Например, в текстильную мастерскую привезли первый в России цифровой полуавтоматический жаккардовый станок Tronrud Engineering/TC2 из Норвегии. Его разработали две норвежские художницы для экспериментов с жаккардом – с разными нитями, изображением, длиной и шириной полотна. Ни один другой станок не может дать таких возможностей. А запрос на эксперименты с ткачеством сейчас очень высок, в «Сводах» отметили это, отсматривая заявки на свои программы и разговаривая со специалистами.
В слесарной мастерской стоит промышленная «роборука» KUKA, которая сочетает возможность фрезеровки и 3D-печати, способна создавать крупногабаритные объекты из дерева, легких металлов, пластика. «Роборука интересна участникам наших программ не только благодаря функциям печати и фрезеровки, но и как необычное оборудование, с которым можно поработать. KUKA сама по себе может давать концептуальную составляющую в реализуемом проекте», – считает Людмила Фрост.
Роборука интересна участникам наших программ не только благодаря функциям печати и фрезеровки, но и как необычное оборудование, с которым можно поработать. KUKA сама по себе может давать концептуальную составляющую в реализуемом проекте
Людмила Фрост ,
руководитель проекта 'Своды'
Как московские школы оснащают сложным лабораторным оборудованием, вводят больше практических занятий и развивают актуальные soft skills
В фотостудии на проявочной машине Colenta 200 RA 80 можно обрабатывать цветную фотобумагу шириной до двух метров. «Colenta такого размера доступна в Европе только у нас и в Дюссельдорфе. Запрос на печать большого формата есть, и мы рады, что можем дать возможность художникам осуществлять ее в Москве», – отмечает Фрост.
Художники и дизайнеры получают доступ не только к современному оборудованию, но и возможность консультироваться с техническими специалистами «Сводов». К каждой мастерской прикреплен свой наставник. Поиск профессиональных консультантов оказался сложным процессом, нужны были люди не просто с опытом работы на сложном оборудовании, но и те, кто умеет ладить с людьми, некатегоричные, открытые для общения. Так, чтобы найти специалиста по дереву, пришлось провести 40 собеседований.
Все оборудование в «Сводах» новое и пока не требует ремонта, ко всем станкам прилагались комплекты запасных частей. К ситуации, когда поставки в Россию из-за рубежа нарушены, организаторы проекта отчасти подготовились и закупили необходимые комплектующие, а если чего-то будет не хватать, будут искать отечественные аналоги.
«Быстрее всего устаревают 3D-принтеры, в среднем их срок службы составляет три года, потом нужно будет закупать новые», – говорит Людмила Фрост.
Кто может работать в мастерских
До недавнего времени в «Сводах» не было публичных программ, доступ в мастерские разрешен только профессионалам (художники, дизайнеры, архитекторы, фотографы, музыканты, кинематографисты), успешно прошедшим отбор в одну из двух программ V-A-C.
Первая программа – ColLab, согласно которой десять проектов (около 15 человек) получают грант в 500 000 рублей на расходные материалы (на руки эти деньги не дают) и доступ в мастерские в течение полугода. Первый ColLab прошел с сентября 2021 по март 2022 года, для него из 209 заявок отобрали 10 проектов (второй сезон ColLab будет проходить с июля по декабрь 2022 года).
Комиссия особенно обращала внимание на заявки, которые предполагали междисциплинарность, чтобы творцы были готовы поработать с другим оборудованием, материалами и даже в иной сфере искусства. Так в первом потоке получился проект, где художница создавала жаккардовое полотно, на рисунок которого «перекладывался» звук с помощью компьютера.
Вторая программа – «Клуб друзей». Для нее тоже нужно пройти отбор (требования – высшее или среднее специальное профильное образование либо опыт работы в профессии от трех лет), тогда в течение месяца можно пользоваться оборудованием под присмотром специалистов «Сводов». Доступ получают восемь человек в месяц – то есть по одному на мастерскую. Гранта на расходные материалы нет, художники закупают их сами после консультаций с мастерами. Таким образом, в «Сводах» одновременно работает не больше 23 человек, так удается регулировать поток.
«Своды» – полностью финансируемый проект V–A–C, фонд не претендует на созданные участниками произведения, после окончания программы они забирают их себе. Людмила Фрост отмечает, что в «Сводах» нет мощностей для потокового производства, цель работы художников в мастерских - создание прототипа: «Мы заточены прежде всего на эксперимент». С апреля 2022 года в мастерских началась первая публичная программа с платными мастер-классами по керамике, столярному делу и 3D-печати (максимум для двух-четырех человек, стоимость 2250-5100 рублей).
Может ли опыт «Сводов» использоваться в образовательных проектах
«У нас нет ничего супертайного в технологиях, чтобы этот опыт нельзя было перенять. Однако многое зависит от пространства, мало кто может выделить под мастерские такие большие площади, как «Своды» – 2000 квадратных метров. Мини-вариант проекта уже осуществляется в основном здании «ГЭС-2», где работает детская мастерская «Ателье». Там на площади 100 квадратных метров дети лепят, шьют, занимаются столяркой, экспериментируют с деревом, глиной, бумагой. Это говорит о том, что технологии можно воссоздать в любом пространстве. У многих вузов есть похожие на нас мастерские – в Британской школе дизайна, в ВШЭ, в Строгановке, МИСИС. Факт, что в «Сводах» более крупные станки, но это опять же вопрос площади», – говорит Людмила Фрост.
Что должна учесть школа для создания мастерских:
- Четко рассчитывать инженерные особенности при проектировании. К примеру, в «Сводах» есть лазерный гравировальный станок, на котором можно работать по дереву, коже и бумаге, но не по металлу, так как для этого нет специальной вытяжной системы.
- Применять экологический подход. В мастерских всегда много отходов, нужно понимать, как их утилизировать.
- Убедиться, что дети усвоили правила техники безопасности.
- Педагог должен быть максимально увлечен своим делом, чтобы донести до учащихся всю прелесть работы на определенном оборудовании.