Ручной труд в школе способствует продуктивной деятельности детей, которой так не хватает современным ученикам. Мастеря руками, дети изучают, как работают технологии производства, а через это учатся лучше понимать процессы, происходящие с ними самими. Навыки работы с инструментами нужны и для реализации любого инженерного проекта, поэтому так важно интегрировать ручной труд с современными технологиями. Разобрали несколько примеров школьных мастерских: как высокотехнологичных, так и сфокусированных на традиционных дисциплинах. В подборке есть комплекс мастерских в московской Новой школе и в Инженерном корпусе 548-ой, а также технопарк в калининградской «Школе будущего». А в другой статье этой серии показали принципы работы проектов детских мастерских, развивающих внешкольное образование.
Обучение ремеслу в постсоветской России долгое время было маргинализировано. К урокам труда в школе зачастую относились как к предметам второго ряда. Школьные программы по «Труду» не обновлялись. Затем «Труд» заменили «Технологией». Программа предмета расширилась, в том числе, благодаря «Школе будущего». Выиграв грант от Министерства просвещения, школа закупила «умные» лазерные и 3D-станки и апробировала на оборудовании свои идеи, рассказывает директор калининградской «Школы будущего» Алексей Голубицкий. Ее отчет, как и материалы нескольких других школ, лег в основу новой концепции преподавания «Технологии».
Высокотехнологичное оборудование в школах могло быть и раньше, но нормативной базы для ведения новых дисциплин вроде робототехники в рамках программы не было. Технологический процесс будет осмыслен, если обучение будет следовать генеральной образовательной задаче, а занятия ремеслами школа сможет интегрировать с другими предметами, считает заместитель директора «Хорошколы» Павел Северинец.
«Хорошкола» видит своей целью развитие гибких навыков, поэтому мастерские там – большие светлые и хорошо оснащенные пространства, где можно работать сообща, обмениваться идеями. Уроки в «Кулинариуме», например, проходят в виде увлекательных мастер-классов, они выглядят как телепередачи с участием шеф-повара и стимулируют умение общаться, развитие креатива, соблюдение дисциплины, говорит Северинец.
А в Новой школе «Технология» – это способ, в первую очередь, развить продуктивную деятельность детей, реализовать через нее желание ребенка быть полезным, сформировать практический взгляд на мир, рассказывает генеральный директор компании «Бабашки» Сергей Плахотников, руководивший начальной школой в Новой с 2017 по 2021 год.
Эксперт считает, что «архаичные истории» вроде гончарного и столярного дела, дают ребенку понимание себя, баланс, заземленность, ресурс психологической стабилизации личности в периоды кризисов.
Новая школа: как соединить искусство с технологиями и переделать мастерские под задачи школы
«Родоначальником современных хороших школьных мастерских стала Новая школа – у них первыми появились гончарка, детская столярка, взрослые фаблаб и робототехника с прототипированием», – говорит технолог ED Architecture Валерия Канер.
В Новой оборудована самая традиционная столярка. Сергей Плахотников считает, что на раннем этапе обучения нужно максимально уйти от электричества, станки можно добавлять постепенно, когда дети развивают свои ремесленные навыки и у них появляется мастерство – с 4 класса.
Фото: Новая школа
Что за пространство
По планировке здание школы – типовая коробка, поэтому архитекторы не смогли разместить весь блок мастерских в одном месте, их пришлось разнести по разным частям здания. Ученики Новой выбирают в рамках уроков «Технологии» одну мастерскую на триместр (столярную, арт, кулинариум, фаблаб, керамическую) и потом ее меняют, поэтому уже к 8 классу знают, как устроено каждое пространство, и могут заниматься там в рамках проектов.
«Дети работают с профессиональными художественными материалами, учатся делать монументальные работы. Сама среда школы располагает к творчеству – мы регулярно проводим выставки, в здании есть есть несколько чернографитных стен, на которых рисуем к каждому событию. Это прививает культуру создавать что-то свое и ответственность за результат», – поясняет Михаил Горшков, арт-директор Новой школы и экс-руководитель кафедры искусств и технологий.
В основе занятий лежит идея баухауса – совмещение искусства с технологиями: художник занимается промышленным дизайном, умеет работать с деревом, металлом, глиной, картоном, красками и даже как архитектор.
Как готовое пространство трансформировалось под задачи
Михаил Горшков рассказывает, что при проектировании школы в 2016 году компания Martela (сейчас ED Architecture) собирала у преподавателей пожелания по организации и наполнению мастерских. И все равно спустя год после открытия школы по инициативе педагогов была выполнена перепланировка части помещений.
Фаблаб объединили с робототехникой, которая раньше находилась в другом кабинете, где нельзя было сделать вытяжку. Чтобы расширить пространство, к лаборантской фаблаба присоединили техническое помещение, закупили верстаки для робототехники, а остальную мебель сделали в столярной мастерской (кроме детской столярки в Новой есть и взрослая мастерская – она предназначена не для занятий, а для создания инструментов под задачи школы).
Под образовательные задачи была преобразована и детская столярная мастерская. Площадь кабинета порядка 50 квадратных метров, в нем два больших окна, выходящих на солнечную сторону, поэтому в ясную погоду много света. Сейчас в кабинете 14 рабочих мест, хотя школьников иногда бывает больше. Куплена система аспирации воздуха, которая отсеивает мелкую пыль.
Как среда сейчас отвечает целям проекта
Пять лет назад Сергей Плахотников, тогда руководитель начальной школы в Новой, пригласил вести уроки «Технологии» с 1 по 4 класс мастера Евгения Воскресенского. Позже он стал одним из разработчиков ростового конструктора «Бабашки».
Воскресенский серьезно преобразовал среду для занятий. Изначально детская столярная мастерская была обставлена только верстаками Rubankov и парой тумбочек. Евгений провел несколько экспериментов по организации систем хранения инструментов: сначала сделал комод, потом – выдвижные ящики.
Нововведения оказались не совсем удачными: чтобы дети не кидали инструменты как попало и не путали их, приходилось много внимания уделять уборке в конце занятия. В итоге сработал другой вариант – на попарно соединенных верстаках установлены перегородки с индивидуальными наборами инструментов на ложементах и подвесах. Также учитель сам сконструировал стеллажи для пиломатериалов и шкафы для изделий учеников.
Что за мебель и оборудование
Используется, в основном, ручной инструмент, хотя есть также токарные, сверлильные, шлифовальные станки Jet – взрослые, но безопасные для детей. Школьники работают, преимущественно, с мягким деревом без сучков – сосной, ольхой, липой, но иногда и с твердым – буком, дубом, орехом. «Главное в технике безопасности в обучении ремеслам – соблюдение правил и хорошо заточенные качественные инструменты. Кроме того, существует такое понятие, как саморегуляция, которая не формируется в отсутствии потенциальной опасности – дети взрослеют за минуты со сложным инструментом», - говорит Сергей Плахотников.
Формат работы
Программа меняется каждый триместр. Например, дети начинают мастерить подставку для карандашей, потом переключаются на игрушки, ходящие по наклонной поверхности. Работа мастерской бывает основана на принципах метапредметности: Воскресенский предлагает ученикам, например, сделать из дерева мечи эпохи Каролингов или водяное колесо.
«В «Бабашках» мы сейчас развиваем школьную столярку в трех направлениях – доводим до ума ручной столярный инструмент: верстаки и стружки, – разрабатываем методику обучения педагогов и формируем сообщество.
Пока мы скорее создаем потребность на такие решения, так как понимаем ценность занятий ремеслом для детей, но надеемся, что в будущем появится запрос от школ. Компания уже начала поставлять оборудование (верстаки) в ряд детских садов, планируем запустить курсы повышения квалификации для специалистов. Также важно, чтобы люди, которые ведут столярку для дошкольников и младшеклассников, общались и обменивались опытом, поэтому и нужно сообщество», - Сергей Плахотников.
Инженерный корпус школы №548: как реализовать идею междисциплинарности в школьной среде
В Инженерном корпусе 548-ой школы (открылся в 2017 году) есть архитектурная мастерская, лаборатория робототехники, фаблаб, мастерские деревообработки и металлообработки, мастерская авиа- и ракетомоделирования, кулинариум, покрасочный цех и мастерская дизайна одежды.
Фото: Инженерный корпус школы №548
Что за пространство
Почти весь комплекс мастерских расположен на одном этаже в крыле старшей школы (за исключением архитектурной на 3 этаже и фаблаба на минус 1 – обе в крыле младшей школы), что удобно для работы над школьными проектами. Во всем здании стены, выходящие в коридор – прозрачные, это позволяет видеть, что происходит внутри мастерских.
В школе реализуют проекты на стыке нескольких технологий. Заведующая хозяйством школы №548 Елена Голубева рассказывает, как в архитектурной мастерской старшеклассницы спроектировали скамейку-трансформер для сквера и мебель-трансформер для детского сада, а реализовали их в мастерской деревообработки, и обе стали победителями научно-практической конференции «Инженеры будущего».
Еще одним ярким примером междисциплинарности является постановка мюзикла «Король-лев» школьного театра-студии «Хлеб». Для создания костюмов и декораций были задействованы несколько мастерских. Дети сначала чертили макет масок в 2D и переносили его в 3D, потом вырезали маски из картона и раскрашивали. Декорации выполнили из картона и раскрасили в архитектурной мастерской, а каркасы для них изготовили на станках в кабинете деревообработки. Костюмы и занавес школьники шили в кабинете дизайна из небеленной бязи, и потом разрисовывали через трафареты краской. Впереди у школы новый спектакль «Волшебная лампа Алладина» с еще более сложными костюмами и декорациями.
Как среда сейчас отвечает целям проекта
Самая большая мастерская в школе – архитектурная, ее площадь составляет 363 м2. В ней несколько блоков: зона для занятий ИЗО начальной школы; зона для занятий архитектурным рисунком с мольбертами, гипсовыми фигурами и натюрмортными столами; зона для проектных работ со столами для макетирования; зона хранения расходных материалов (все зоны универсальны и мобильны, могут менять свое назначение). Следующие по площади – мастерские дерево и металлообработки в 90 м2, а самая маленькая – кабинет дизайна одежды в 50 м2.
Как готовое пространство трансформировалась под задачи
После открытия школы стало больше учеников, поэтому помещения пришлось уплотнить. Кабинет робототехники с паяльными станциями адаптировали еще и под уроки физики и информатики, а в архитектурной мастерской можно и проводить уроки, и заниматься проектной работой. Пространство с мощными компьютерами для работы в AutoCAD и 3Dmax также вынесли в отдельный кабинет.
«Но школу на этапе проектирования задумывали такой, чтобы трансформировать пространства при необходимости», – говорит Надежда Гарниш. Когда места не хватает, в распоряжении школьников есть просторные коридоры, где например, раскладывают поля для робототехники.
Что за мебель и оборудование
Во всех мастерских стоят профессиональные зарубежные станки средней и высокой ценовой категории (3D-принтер и сканер, лазерный резак, плоттеры), мебель – российского, финского и шведского производства, инструменты – смешанные.
Формат работы
Педагогов для мастерских подбирали из профессиональной среды. Занятия в архитектурной мастерской для старшей и средней школы ведут архитекторы-выпускницы МАРХИ, в мастерской дизайна – художник по костюмам «Мосфильма».
Зачем ремесло нужно высоким технологиям
В Лаборатории робототехнического центра физико-математического лицея № 30 (Санкт-Петербург) ученики работают с оборудованием для проектирования устройств и механизмов – сверлильным, лазерным, токарным и фрезерным станками, 3D принтерами. При этом занятия по высоким технологиям дополняются обучением традиционному ремеслу: здесь работает преподаватель по столярному делу и имеется необходимое оснащение. «Для реализации любого инженерного проекта, будь то лодка с автономным управлением или робот-подъемник, нужен ручной труд и навык работы с инструментами. И даже в нашем летнем лагере по робототехнике школьники должны сделать табурет, ящик или стеллаж», – объясняет руководитель центра Владимир Суздальцев.
«Школа будущего»: как превратить кабинет технологии в технопарк и работать с внешними заказчиками
Семь лет назад школьный кабинет технологий начал эволюционировать в технопарк, который назвали «Территория будущего».
Фото: Школа будущего
Площадь помещения составляет 44 м2, раньше в нем могли заниматься не больше 15 школьников, так как много места занимали столы с компьютерами. Сейчас технопарк расширили: в коридоре построили еще один кабинет в 32 м2 для программирования. Так школа смогла освободить пространство в центре мастерской для ручной доработки.
Что за мебель и оборудование
Кабинет постепенно наполнили оборудованием – лазерными станками с числовым-программным управлением (ЧПУ), оптоволоконным маркером, двумя фрезерными станками, термопрессом, фотополимерным и обычным 3D принтерами. Часть оснащения куплена на средства школы, что-то – за счет грантов, например, благодаря «Рыбаков-фонду» появились компьютеры с мощной видеокартой и программное обеспечение для работы с ЧПУ-станками. Для установки оборудования в кабинете сделали дополнительную вытяжку и поменяли щиток электричества, так как станки чувствительны к колебаниям напряжения.
Как среда отвечает целям проекта
В освоении технологий важно сочетание учебных и жизненных задач, а также объединение классических техник с хайтек-решениями, чтобы школьники понимали, куда движется современное производство, считает директор школы Алексей Голубицкий. Благодаря этому предприятию ученики могут применять полученные знания на практике, – объясняет он.
«Мы практикуем сочетание современных и классических технологий. Любое изделие после лазера и фрезера зачищается и обрабатывается вручную. Станки стоят вдоль стен, дети видят их и друг друга, могут осваивать все оборудование сразу и работать сообща. Я против перегородок», – говорит руководитель технопарка Кристина Баршенцева. Она считает, безопасность работы в мастерской обеспечивает работа по четким алгоритмам преподавателя.
Формат работы
В технопарке проходят занятия по «Технологии» и кружки. Также на его базе осуществляется производство «школьной фирмы», где ученики выполняют реальные задачи заказчиков, среди которых Национальный парк Куршская коса, «Экологический центр «ЕКАТ-Калининград», Природный парк «Виштынецкий», администрация округа. По желанию с 8 класса школьники, умеющие обращаться с оборудованием, изготавливают различную сувенирную продукцию из фанеры и пластика – настольные игры, магниты, коробки, календари, кубки, медали. Часть заработанных средств переводят на благотворительность. «Дети делают то, что нужно другим, причем их изделия выглядят не хуже фабричных», – говорит Кристина Баршенцева.
Чек-лист для школьной мастерской от Валерии Канер, технолога ED Architecture:
- Хорошие вентиляция, вытяжка и заземление для помещений со станками;
- Наличие раковины для постобработки;
- Износостойкое и не пористое покрытие пола, которое легко мыть. Лучший вариант – керамическая плитка, хотя у нее есть минус: может разбиться, если уронить что-то тяжелое;
- Вместительная кладовая, так как нужно хранить много расходников. Внутри самой мастерской – стеллажи, где будут выставлены работы учеников, чтобы мотивировать их на деятельность;
- Опенспейс из нескольких мастерских на практике обычно не работает, так как у каждого ремесла разная грязь и хранение.
Иллюстрация на главной: Image by rawpixel.com
Декабрь 2022
Читайте далее: